Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области от 30.09.2011 г. № 5
Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области от 30.09.2011 г. № 5
Приложение
к Постановлению Президиума Федерации
профсоюзных организаций Саратовской области
№ 5 от «30» сентября 2011 года
Информационная записка
«Об аттестации рабочих мест, охране труда, окружающей природной среды и безопасности условий труда работников в организациях внебюджетного сектора экономики области»
В резолюции VII съезда ФНПР от 14.01.2011 года отмечается, что наряду с социально-экономическими факторами существенную роль в формировании негативных тенденций в состоянии здоровья работающего населения играет ухудшение условий труда на рабочих местах и экологические проблемы.
Анализ статистических данных по Саратовской области показывает, что в 2010 г. общее количество работающих в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, на крупных и средних предприятиях, подлежащих государственному статистическому наблюдению, возросло с 49,6 до 52,3 тыс. чел. Их доля в общей численности по сравнению с 2009 г. повысилась с 24,0% до 25,8% .
По данным министерства здравоохранения Саратовской области за последние пять лет ежегодно убыль населения составляет от 4,8 до 6,5 человек на 1000 жителей.
Важнейшим механизмом выявления, и последующего устранения или уменьшения воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов является аттестация рабочих мест по условиям труда (далее по тексту — аттестация). Высокий уровень аттестации отмечается на предприятиях и в организациях, относящихся к теркому профсоюза на Саратовском отделении Приволжской железной дороги, областной организации «Нефтегазстройпрофсоюза», теркому «Химпрофсоюза», на которых этот показатель составляет 100%. Реальное влияние на процесс проведения аттестации оказывает областная организация профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов - за последние три года после выдачи представления техническим инспектором труда проведена аттестация рабочих мест в 10 организациях.
Принципиальный подход к проведению аттестации проявил в 2010 году профсоюзный комитет ОАО «Саратовский НПЗ», чьи представители присутствовали при проведении инструментальных замеров, а на заседаниях аттестационной комиссии отстаивали максимально возможный вариант сохранения льгот для работников предприятия.
В целом, на предприятиях и в организациях Саратовской области проведение аттестации оказывает недостаточное влияние на эффективность работы по улучшению условий и охраны труда работающих.
В последнее время наметилась тенденция к снижению количества аттестованных рабочих мест по условиям труда на предприятиях и в организациях. По данным министерства занятости, труда и миграции Саратовской области в первом полугодии текущего года аттестация проведена на 15311 рабочих мест, что значительно уступает показателю за соответствующий период прошлого года - 18410 рабочих мест. Заметное снижение уровня аттестации произошло в Аркадакском, Балаковском, Ершовском, Калининском, Ртищевском и других районах области. Из числа крупных предприятий наблюдается низкий уровень проведения аттестации — на ОАО «Завод АИТ» - 80% от общего числа рабочих мест, ОАО СПЗ - 73% , ОАО НПП «Контакт» - 60%, ЗАО «Экспопул» - 41% и других.
Нередко аттестующие организации не обеспечивают объективную оценку условий труда работающих, допускают формализм при оформлении протоколов оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочих местах, а также оценки травмобезопасности. Так, выборочной проверкой в цехе № 10 ОАО «Балаковорезинотехника» установлено, что в материалах аттестации, проведенной лабораторией предприятия в 2008 г., указана обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными отраслевыми нормами, фактически несколько человек не были обеспечены на тот момент отдельными видами спецодежды.
При оформлении результатов аттестации часть работодателей стремится ограничить предоставление компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, минимальными размерами, установленными постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными и иными особыми условиями труда». При этом, не учитывается действующий статусный (списочный) подход к предоставлению таких компенсаций.
Во многих случаях работодатели не обеспечивают выполнение в полном объеме мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда, разработанных по итогам аттестации. Так, на ОАО СПЗ, по итогам аттестации 2008 г, не были внесены изменения в нормы обеспечения работников цеха № 20 средствами индивидуальной защиты, а также в правила внутреннего трудового распорядка об установлении регламентированных перерывов. Не внесены соответствующие дополнения и изменения в трудовые договоры по предоставлению компенсаций за работу с вредными условиями труда и характеристики условий труда на рабочих местах в ЗАО «Геофизсервис», ОАО «Завод АИТ» и других предприятиях.
Зачастую отсутствует общественный контроль за проведением аттестации рабочих мест, что негативно отражается на качестве выполняемых работ.
Отдельные членские организации недостаточно уделяют внимание выполнению постановления Совета Федерации профсоюзных организаций Саратовской области от 3.12.2009 г. № 5 «Об участии членских организаций в работе по контролю за обеспечением прав работников на охрану труда» по установлению контроля за ходом проведения аттестации, не владеют информацией о реальном положении, не рассматривают эти вопросы на заседаниях коллегиальных органов.
С 1 сентября т.г. вступил в действие новый порядок проведения аттестации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н, который в частности, более четко определяет состав аттестационной комиссии в организации. В ее состав в обязательном порядке должны включаться представители выборного органа первичной профсоюзной организации. Данная норма дает возможность профсоюзам осуществлять более действенный контроль за деятельностью работодателя и аттестующей организации при проведении аттестации и рассмотрении результатов ее проведения.
По сведениям Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области на территории области в настоящее время функционирует 306 потенциально опасных объектов, в том числе радиационно опасных - 3, пожаровзрывоопасных - 153, химически опасных - 53, биологически опасных - 1, критически важных объектов - 56.
Важнейшим фактором, определяющим состояние живой природы и здоровья населения является качество атмосферного воздуха. Количество выбросов загрязняющих веществ на территории Саратовской области в 2010 году составило 345,6 тыс. т, в том числе от стационарных источников - 94.7 тыс.т, от автотранспорта - 250,9 тыс.т. (72,6% от общего выброса).
Содержание общего железа превышало установленный норматив в 1,1-3,9 раза, меди в 1,1-5,6 раза на всех исследуемых участках Саратовского и Волгоградского водохранилищ. Доля проб воды водоемов 1 категории, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в 2010 году составила 15,5%, по микробиологическим показателям-6,9%. В Федоровском, Ершовском, Краснокутском и Пугачевском районах процент обеспеченности очистки питьевой воды составляет от 4,8 до 17,6%.
По состоянию на начало текущего года на территории области выявлено 152 очага загрязнения подземных вод. Из 671 предприятия Саратовской области, оказывающих негативное воздействие на состояние подземных вод, наблюдательную сеть имеют только 133 предприятия.
Наблюдается загрязнение почв на территории области вследствие выбросов вредных химических соединений от промышленных предприятий и транспорта, неправильного хранения пестицидов, несанкционированных свалок хранения промышленных и бытовых отходов. По результатам лабораторного контроля 8,7% исследованных проб не соответствуют требованиям гигиенических нормативов по содержанию пестицидов и тяжелых металлов.
По состоянию на конец 2010 года в могильниках, хранилищах, отвалах и других объектах, принадлежащих предприятиям области, накоплено более 47,6 млн.т. производственных отходов. За прошедший год количество бессрочно хранящихся отходов выросло на 10,1%. Всего на территории области имеется 776 объектов размещения отходов, из них несанкционированных свалок - 338.
Крупными предприятиями областного центра (ООО «Саратоворгсинтез», ОАО «Завод АИТ», ОАО «Электроисточник», ОАО «Саратовстройстекло», ОАО «Саратовские обои», ООО «СЭПО-ЗЭМ» и др.) в течение 2010 года за счет собственных средств выполнены природно-охранные мероприятия на общую сумму 835,8 млн.руб. На указанном предприятии, а также в ООО «Балаковские минудобрения», ОАО «Балаковорезинотехника», ОАО «Саратовстройстекло», ООО «Хенкель Рус» и ряде других, функционируют системы экологического менеджмента, которые сертифицированы на соответствие международному стандартуISO 14001:2004.
На предприятии ОАО «Балаковорезинотехника» представители профкома участвуют в проведении еженедельных «Дней охраны труда, промышленной, пожарной безопасности и охраны окружающей среды».
Успешное социальное партнерство по экологическим вопросам осуществляется на предприятии ООО «Саратоворгсинтез». В коллективном договоре закреплен ряд обязательств профсоюзного комитета, связанных с экологией, в том числе:
-осуществлять общественный контроль за экологической безопасностью;
-участвовать в работе комиссий, осуществляющих комплексные обследования по вопросам промышленной и экологической безопасности, охраны труда и контроля;
-организовывать периодическое обучение и повышение квалификации по вопросам охраны труда, промышленной и экологической безопасности, членов совместных комиссий и уполномоченных по охране труда.
В качестве приложения к коллективному договору имеется план природоохранных мероприятий на очередной год, разработанный с участием профсоюзного актива и согласованный с председателем профкома. При подведении итогов выполнения коллективного договора проводится проверка выполнения указанного плана.
Участие уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в экологической работе на этом предприятии обеспечивается общим высоким организаторским уровнем их деятельности. Указанный профактив имеется в каждой смене, бригаде. Приказом по предприятию на начальников цехов возложена обязанность реагировать на записи уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в журналах контроля за охраной труда, промышленной и экологической безопасностью.
При этом, проведенными проверками установлено, что профсоюзные органы не используют в полной мере свои права, установленные ст. 20 Федерального Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12,01,1996 г. № 10-ФЗ по участию в формировании государственных программ по вопросам охраны окружающей среды, разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы экологической безопасности, а также контролю за состоянием окружающей природной среды через уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и собственные инспекции по охране труда. Многие членские организации Федерации профсоюзных организаций Саратовской области и первичные профорганизации не уделяют внимания практической работе по защите прав и интересов работников по вопросам охраны окружающей природной среды.
Отсутствует должное взаимодействие с государственными органами, природоохранной прокуратурой, общественными экологическими движениями. В соответствии с п. 4.1 Соглашения между Правительством Саратовской области, Федераций профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2011-2012 годы стороны обязались участвовать в реализации областной целевой программы «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы». Однако профсоюзные органы не участвовали в разработке указанной целевой программы, и отсутствуют среди исполнителей намеченных мероприятий.
В 2010 году в Саратовской области принято 22 нормативных правовых акта в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в том числе Правительством области был утвержден План основных мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Саратовской области на 2010-2020 годы. Профсоюзные органы не принимали участия в общественной экологической экспертизе указанных нормативных актов.
Использование уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда для проведения производственного экологического контроля зачастую ограничивается из-за их недостаточной подготовки, а также отсутствия соответствующей материальной базы.
В Федерации и ее членских организациях специалистам также необходимо повысить подготовку по экологической безопасности и контролю за окружающей природной средой. Из числа специалистов в членских организациях обучение по этим вопросам прошел только технический инспектор труда «Нефтегаз-стройпрофсоюза».
Следует отметить, что принятие мер профсоюзными организациями по устранению недостатков, отмеченных в настоящей информационной записке, повысит эффективность проводимой аттестации рабочих мест, охраны труда и окружающей природной среды, обеспечит более безопасные условия труда работников.
Многие профсоюзные работники не рассматривают экологию в числе одного из приоритетных направлений своей деятельности из-за отсутствия необходимой информации об экологическом состоянии и экологических проблемах в Саратовской области.
Вместе с тем, участие профсоюзных органов в инициировании и решении вопросов экологической безопасности могло бы повысить их актуальность и общественный авторитет профсоюзов.
Правовой отдел аппарата Федерации
профсоюзных организаций
Саратовской области
«Буду делать то, что умею. А умею я работать»
Валерий Омельченко родился 22 июля 1961 года на Украине (Кировоградская область, село Марьевка). В 1967 году семья переехала в Казахстан. Там Валерий закончил восьмилетку. Сразу после окончания средней школы переехал в Энгельс, где поступил в 40-е профессиональное техническое училище, по окончании которого получил профессию «аппаратчик широкого профиля химической промышленности». После училища, проработав чуть меньше года, ушел в армию, где отслужил 2 года. После возвращения из армии продолжил работать по специальности на Энгельсском производственном объединении «Химволокно». Женился, вскоре стал счастливым отцом двух детей-погодков. 90-е годы, ставшие началом конца для многих промышленных предприятий, не обошли стороной и «Химволокно».
-Начался развал производства, - вспоминает Валерий Викторович. – Совсем перестали платить зарплату. Приходилось выживать в прямом смысле слова. Мне было в то время очень нелегко, в ДТП погибла жена, остался один с двумя маленькими детьми.
С двумя малышами на руках Валерий Омельченко прожил целый год. По его словам, приходилось работать везде, где платили зарплату. Через какое-то время он встретил женщину, которая не побоялась взять на себя ответственность за этих двух малышей. С ней он живет душа в душу и по сей день.
В 2005 году начинается трудовой путь Омельченко на Энгельсском заводе металлоконструкций. Нелегкий труд газорезчика не мешает Валерию Викторовичу заниматься общественной работой в профсоюзной организации.
-Я являюсь членом профсоюза с 1976 года, - рассказывает Валерий Викторович. - Состою в профсоюзном комитете нашего завода. Основное направление моей работы – отвечаю за технику безопасности труда, являюсь уполномоченным (доверенным) лицом профсоюза по охране труда. Кроме того, являюсь членом заводской комиссии по трудовым спорам.
Идут к Омельченко люди и с другими вопросами – от устройства ребенка в детский садик до приобретения дорогостоящих лекарств. И никому он еще в помощи не отказал. Его активная жизненная позиция, неравнодушие, стремление помочь людям и стали, пожалуй, одной из причин, почему его кандидатуру для участия в праймериз поддержали руководство завода и первичная профсоюзная организация, областная организация Профсоюза строителей РФ и Федерация профсоюзных организаций Саратовской области.
-Когда мне сообщили, что мою кандидатуру будут выдвигать для участия в праймериз, я сначала не поверил, - говорит Омельченко. – Я не смог отказаться, так как это решение приняли мои коллеги, члены профсоюза. Поддержку оказали и руководители Федерации профсоюзов области Михаил Викторович Ткаченко и областной организации профсоюза Михаил Павлович Усанкин, за что я им благодарен.
Как показали результаты праймериз, поддержали профсоюзного кандидата и уполномоченные выборщики. Причина проста. Пункты выборной программы Омельченко близки и понятны каждому человеку. Они касаются поддержки российской промышленности, сельского хозяйства, возрождения профессионального образования защиты материнства. Отдельная тема – дела молодежи. По словам Омельченко, несмотря на то, что построено множество ФОКов, среднестатистическая семья, что уж говорить о малообеспеченных семьях, просто не в состоянии оплачивать там занятия спортом для своих детей. Выход – сделать занятия бесплатными, при этом тренерскому составу необходимо платить нормальную заработную плату. Также необходимо запретить продажу спиртного и табачных изделий молодым людям до 21 года.
Еще одна проблема – низкая заработная плата работников. По мнению Омельченко, зарплата рабочих и служащих должна быть достойной. Минимальный размер оплаты труда должен быть приравнен к прожиточному минимуму. Причем прожиточный минимум должен рассчитываться исходя из реальных расходов населения.
-Я благодарен тем людям, которые поверили в меня, - говорит Валерий Викторович. – Благодарен выборщикам, отдавшим мне свои голоса. Чувствую поддержку трудового коллектива, своей семьи. И это для меня очень важно. Сегодня ко мне на заводе подходят даже те люди, которых я не знаю, и говорят, что верят в меня, спрашивают, что я буду делать, если пройду в Госдуму. Я всем отвечаю: «Буду делать то, что умею. А умею я работать».
Подготовила Елена Григорьева
Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области от 12.09.2011 г. № 5
Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области от 01.06.2011 г. №3
О повышении качества информационной работы, проводимой членскими организациями Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, в соответствии с Резолюцией VII съезда ФНПР по информационной работе
Информация на заседание Президиума
«О повышении качества информационной работы,
проводимой членскими организациями Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, в соответствии
с Резолюцией VII съезда ФНПР по информационной работе»
На VII съезде ФНПР была принята Резолюция «Информационная работа: ориентир на члена профсоюза». Областные организации профсоюзов проводят определенную работу в этом направлении, в том числе по повышению качества информационной деятельности.
В 2010-2011 г.г. вопросы информационной работы рассматривались на заседаниях выборных органов областных организаций профсоюзов работников народного образования и науки, химических отраслей промышленности, культуры, связи, строительства и промстройматериалов, машиностроения, радиоэлектронной промышленности, «Электропрофсоюза», «Торгового Единства», Нефтегазстройпрофсоюза, авиационной промышленности.
Областные организации профсоюзов, многие первичные профсоюзные организации обеспечены компьютерами, у большинства из них имеется выход в Интернет. Это позволяет оперативно осуществлять обмен информацией о деятельности выборных органов всех профсоюзных структур. Областные организации профсоюзов работников народного образования и науки, строительства и промышленности стройматериалов, Нефтегазстройпрофсоюза, «Электропрофсоюза» и др. постоянно используют в своей работе электронную рассылку документов для информирования первичных профсоюзных организаций.
В каждой областной организации профсоюза есть ответственный за информационную работу.
В условиях современной действительности одним из важных факторов информационной работы профсоюзов является наличие собственного веб-сайта в Интернете. Собственные веб-сайты есть у областных организаций профсоюзов работников народного образования и науки, Нефтегазстройпрофсоюза, ряда районных и городских организаций областной организации Профсоюза работников народного образования и науки. В стадии разработки находится веб-сайт областной организации профсоюза работников здравоохранения. В дальнейшем каждая первичная профсоюзная организация отрасли на этом сайте сможет создать свою страницу.
Некоторые организации, не имеющие собственные веб-сайты, размещают информацию о своей деятельности на сайтах Центральных комитетов профсоюзов, Федерации профсоюзных организаций Саратовской области. Территориальная организация «Роспрофжел» постоянно размещает информационные материалы о своей работе на сайтах Роспрофжела, Дорпрофжела на Приволжской железной дороге.
Профсоюзные организации ряда отраслей используют возможности корпоративных сайтов для размещения информации о своей деятельности. Положительный опыт работы в этом направлении имеется у первичных профсоюзных организаций областных организаций профсоюзов работников народного образования и науки РФ, здравоохранения.
Продолжает оставаться популярным традиционное информирование о деятельности профсоюзов посредством размещения информации на профсоюзных стендах в первичных профсоюзных организациях, издания и распространение бюллетеней по основным направлениям работы. Областная организация Профсоюза машиностроителей РФ в марте т.г. провела конкурс на лучший профсоюзный информационный стенд в целях активизации информационной работы первичных профсоюзных организаций.
Информационные листки регулярно издают областная организация профсоюза работников строительства и промстройматериалов, отраслевая территориальная организация «Электропрофсоюза», областная организация профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания, областная организация профсоюза «Торговое Единство».
Многие организации профсоюзов используют возможности корпоративной прессы для размещения информации о профсоюзной работе. Областные организации профсоюзов работников народного образования и науки, химических отраслей промышленности, авиационной промышленности, АПК, Нефтегазстройпрофсоюза, госучреждений и общественного обслуживания регулярно направляют материалы о своей деятельности в журналы и газеты, издаваемые Центральными комитетами профсоюзов. Территориальная организация «Роспрофжел» размещает свои статьи в газетах «Гудок», «Сигнал» и «Железнодорожник Поволжья», первичные профсоюзные организации предприятий химических отраслей промышленности – в корпоративных газетах «Прогресс» (ОАО «Балаковорезинотехника»), «Доброе дело» (ООО «Балаковские минеральные удобрения»), «Нефтепереработчик» (ОАО «Саратовский НПЗ»). Первичные профсоюзные организации авиационной промышленности регулярно публикуют материалы о профсоюзной деятельности на страницах многотиражных газет «Авангард и «Сигнал», объединенная профсоюзная организация ООО «Газпромтрансгаз Саратов» – в корпоративной газете «Голубая магистраль». Первичная профсоюзная организация ОАО «НПП «Контакт» использует для информирования членов профсоюза заводскую радиогазету. На ФГУП «НПП «Алмаз» Молодежный совет выпускает на предприятии газету, в которой отражается работа профсоюзной организации.
Наряду с традиционными используются и новые формы информационной работы. Например, областная организация профсоюза работников народного образования и науки создала объединение внештатных корреспондентов обкома профсоюза, заключила договоры о сотрудничестве с 32 муниципальными газетами. Активно сотрудничают с районными средствами массовой информации Балашовская, Вольская, Энгельсская районные организации профсоюза работников здравоохранения.
В Резолюции VII съезда ФНПР, постановлении V отчетно-выборной конференции Федерации профсоюзных организаций Саратовской области говорится о необходимости качественного увеличения подписки на центральную профсоюзную газету «Солидарность». В Саратовской области на первое полугодие 2011 г. оформлена подписка на 217 экз., в том числе по почтовым каталогам - 74 экз., через редакционную подписку – 143 экз. Редакционную подписку оформили областная организация профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания (32 экз.), территориальная организация «Электропрофсоюза» (25 экз.), территориальная организация Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Саратовском отделении Приволжской ж/д (30 экз.), первичная профсоюзная организация ОАО «СЭПО» (40 экз.), первичная профсоюзная организация филиала ФГУП "Ведомственная охрана ж/д транспорта РФ" на Приволжской ж/д (10 экз.), областная организация профсоюза работников связи (6 экз.).
Информационная деятельность, проводимая областными организациями профсоюзов, свидетельствует, что все предпосылки для повышения качества информационной работы у членских организаций Федерации профсоюзных организаций Саратовской области есть.
Вместе с тем, наряду с положительным опытом в осуществлении информирования членов профсоюзов имеется ряд недостатков. В пресс-центр Федерации профсоюзов области практически не поступает информация о мероприятиях, проводимых областными организациями профсоюзов, об актуальных проблемах, существующих в отраслевых профсоюзах, требующих информационного освещения.
Подписка на центральную профсоюзную газету «Солидарность» остается низкой. При условии выполнения Резолюции VII съезда ФНПР по информационной работе, постановления V отчетно-выборной конференции Федерации в нашей области она должна составлять в целом не менее трех тысяч экземпляров.
Пресс-центр аппарата
Федерации профсоюзных организаций
Саратовской области
«Модернизацию не надо проводить за счет учителей»
Николай Тимофеев, председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:
«Модернизацию не надо проводить за счет учителей»
О том, какие вопросы сегодня находятся в центре внимания областной организации Профсоюза работников народного образования и науки, – наша беседа с председателем областной организации профсоюза Николаем Николаевичем Тимофеевым.
-Не так давно премьер-министр Владимир Путин объявил о предстоящем в сентябре значительном повышении заработной платы учителям. В Саратовской области принимаются уже какие-то меры для реализации этого решения, проводится ли подготовительная работа?
-Эта инициатива премьера была рассмотрена и на профсоюзном активе, обсуждали ее совместно с депутатами, министерством образования области. Суть заключается в следующем. Саратовской области на оборудование, ремонт школ выделяется из федерального бюджета 395 млн. руб. Высвобожденные средства областного бюджета будут направлены на повышение заработной платы учителей с 1 сентября этого года. В первую очередь ставится задача довести зарплату учителей до средней заработной платы в экономике. В нашей области это будет легче проходить, чем в других территориях, потому что у нас в 2009 году в два раза повысилась заработная плата, и сейчас она составляет около 75% от средней зарплаты в экономике. Сегодня средняя зарплата учителей составляет около 13 тысяч, среднюю заработную плату по области планируется довести до 16300 рублей. Сейчас идет подсчет в министерстве образования. В июне мы узнаем, на сколько увеличится заработная плата педагогов.
-В принципе, из всех категорий работников образования учителя не относятся к категории самых обиженных. Опять решается вопрос повышения их заработной платы. А как обстоит дело с повышением заработной платы других работников образования?
- Учитель – это главное действующее лицо в образовательном процессе. Конечно, это правильно, что им в первую очередь повышают заработную плату. Правильно, но не совсем справедливо. Потому что в образовательном процессе принимаю участие не только учителя, но и воспитатели, социальные педагоги, психологи и другие педагогические работники, воспитатели дошкольных учреждений. Сейчас на федеральном уровне ведутся переговоры о том, что необходимо принять решение о вторичной общей индексации заработной платы работников бюджетной сферы. Вроде бы, эти переговоры идут успешно, находятся точки соприкосновения. Может быть, накануне выборной кампании что-то и получится. На последнем заседании президиума Центрального совета профсоюза этот вопрос рассматривался и поставлена следующая задача. Переговоры ведутся до осени. Если осенью не будет принято никакого решения, могут проходить осенние коллективные действия. Предполагается, что резкое повышение зарплаты будет в начале 2012 года. Но никаких конкретных решений по этому поводу нет.
-Николай Николаевич, обком профсоюза использует все возможности для того, чтобы добиться повышения заработной платы работников дошкольного образования – тем, кому не положена губернаторская доплата. Вы выступили с инициативой о введении доплаты поварам, медицинским работникам дошкольных учреждений. Как решается этот вопрос?
-Прошло заседание комитета областной думы, идет серьезный спор. Депутаты областной думы, профсоюзы и вся общественность считают, что это справедливо – дать доплату не только воспитателям, но и другим работникам, которые также постоянно работают с детьми. Возражает против этого министерство образования, мотивируя тем, что денег в бюджете нет, хотя сумма и невелика – около 19 млн. руб. Сейчас этот вопрос вынесен на рассмотрение областной Думы в первом чтении. Радует, что есть поддержка от депутатов. Главное – политическая воля в решении данного вопроса у законодательной власти есть.
-Какие вопросы еще стоят на повестке дня областной организации профсоюза?
-Серьезная проблема заключается в том, что на территории нашей области начиная с 2010 стало затруднено прохождение повышения квалификации, курсовой переподготовки учителей. С 2010 г. начали с учителей требовать деньги в размере от 3,5 до 5 тысяч рублей для того, чтобы пройти курсы повышения квалификации, которые по закону должны быть бесплатными. Мотивируют это тем, что Институт повышения квалификации стал автономным учреждением, ему надо зарабатывать. Причем министерство образования области политику поддерживает, ссылаясь на то, что на повышение квалификации в бюджете не заложены денежные средства в том количестве, в котором необходимо. Мы не возражаем против того, чтобы Институт зарабатывал, но только не на учителях. Не надо модернизацию проводить за счет учителей. Мы категорически возражаем против такой позиции. Если ситуация не изменится – будем обращаться к губернатору.
Е. Григорьева
Резолюция участников митинга акции профсоюзов «За достойные рабочие места и заработную плату!»
Конструктивные отношения между сторонами социального партнерства помогли нашей области пройти острую фазу экономического кризиса без социальных потрясений.
Итоги прошлого и начала 2011 года показывают, что экономика постепенно выходит из финансового кризиса. В нашей области темпы роста объемов производства большинства секторов экономики, рынка труда и доходов населения выше, чем в целом по России.
Вместе с тем ситуация остается все еще сложной.
Экономика до сих пор не восстановилась, ее развитие остается неустойчивым. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, находятся в угнетенном состоянии. Предприятия реального сектора экономики испытывают серьезные трудности в связи с безудержным ростом тарифов на электроэнергию, газ, тепло железнодорожные перевозки, недостатком квалифицированных рабочих, отсутствием оборонного заказа.
Высокая дифференциация доходов, бедность работающего населения по-прежнему актуальны.
Растет число детей, проживающих в бедных семьях, в которых доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума.
Рост цен на основные продукты питания (масло, сыр, молоко, крупы, картофель, овощи, сахар) в прошлом году, в первом квартале текущего года опережает рост зарплаты. Цены на бензин, электроэнергию - почти на уровне мировых.
Не улучшается соотношение заработной платой работников отраслей социальной сферы с заработной платой работников обрабатывающих производств.
Государственные гарантии по минимальной заработной плате находятся на запредельно низком уровне. Правительство России на протяжении девяти лет всячески оттягивает принятие закона о сроках доведения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума.
Зарплата в малом бизнесе уходит в тень.
Повышение с 1 июня текущего года оплаты труда в бюджетном секторе на 6,5% не позволит компенсировать рост цен на товары и услуги.
Пособие по безработице, стипендии студентам не пересматривались уже несколько лет. Обещанное Правительством страны повышение стипендий студентам с 1 сентября текущего года на 99 рублей явно недостаточно.
Число безработных в последние месяцы остается на одном уровне. Качество вакансий остается низким. В ближайшие месяцы с предприятий области планируется к высвобождению еще 2,3 тыс. человек. В режиме неполной занятости сегодня работает 4,1 тыс. чел.
Расширяется сфера применения платных услуг в образовании и здравоохранении.
Ухудшилось положение с оздоровлением детей работников.
Повышение тарифов на услуги ЖКХ опережает уровень инфляции.
Участники митинга требуют
от органов законодательной и исполнительной власти,
от работодателей:
- обеспечить эффективную полную занятость работников, трудоустройство выпускников учебных заведений, сохранение и создание новых высокотехнологичных рабочих мест с достойной оплатой;
- принять закон о запрете заемного труда;
-обеспечить своевременное доведение оборонного заказа до предприятий;
- принять закон об установлении минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума;
-довести тарифную часть зарплаты до уровня МРОТ, увеличить постоянную часть зарплаты до 70 процентов;
-провести индексацию заработной платы работников бюджетной сферы, внебюджетного сектора экономики, стипендий студентам, социальных доплат к пенсии на уровне не ниже фактической инфляции;
-существенно повысить размеры стипендий студентов и аспирантов;
-повысить минимальный размер пособия по безработице не менее чем в три раза;
-восстановить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц;
-освободить от налогообложения заработную плату ниже прожиточного минимума;
-принять меры по повышению реальной ответственности работодателей за «конвертные зарплаты» и несвоевременную оплату труда;
-сохранить доступность бесплатного образования и здравоохранения;
-поставить работу жилищных управляющих компаний под контроль органов власти, обеспечить прозрачность их работы;
-ограничить предельный размер платы за жилищно-коммунальные услуги 15 процентами совокупного дохода семьи с учетом корректировок; повышение тарифов увязывать с показателем инфляции.
Принято 1 мая 2011 года, г. Саратов
Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области № 1 от 01.04.2011 г.
Постановление Совета Федерации профсоюзных организаций Саратовской области № 1 от 18.03.2011 г.
Избрать Президиум Саратовского областного объединения организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» в количестве 15 человек в следующем составе:
Ткаченко Михаил Викторович- председатель Федерации
Постельга Эдуард Александрович- заместитель председателя Федерации
Белякова Наталия Сергеевна - председатель профсоюзной организации ОАО «НПП «Контакт», председатель областной организации профсоюза работников радиоэлектронной промышленности
Быстров Виктор Васильевич- председатель регионального совета трудящихся авиационной промышленности
Дмитриева Вера Николаевна- председатель областной организации профсоюза работников культуры
Дурнов Виктор Петрович - председатель областной организации профсоюза работников здравоохранения
Качанов Александр Иванович - председатель территориальной организации профсоюза работников агропромышленного комплекса
Киселев Алексей Павлович- председатель областной организации профсоюза работников нефтяной и газовой отраслей промышленности и строительства
Колесников Владимир Петрович - председатель территориальной организации профсоюза «Роспрофжел»
Разборова Татьяна Михайловна- председатель областной организации профсоюза работников торговли, общественного питания и предпринимательства «Торговое Единство»
Ралко Наталья Александровна - председатель первичной профсоюзной организации Территориального управления по теплоснабжению в г. Саратов
Разумкина Галина Алексеевна - председатель областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания
Тимофеев Николай Николаевич - председатель областной организации профсоюза работников народного образования и науки
Усанкин Михаил Павлович - председатель областной организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов
Шитова Валентина Владимировна - председатель областной организации профсоюза работников связи
Постановление V отчетно-выборной конференции Федерации профсоюзных организаций Саратовской области от 18 марта 2011 г.
Заслушав и обсудив отчет о работе Совета Саратовского областного объединения организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» за период с апреля 2009 г. по март 2011 г., конференция отмечает, что деятельность профобъединения осуществлялась в сложных социально-экономических условиях из-за негативного воздействия глобального финансового и экономического кризиса.
В отчетном периоде основные усилия Федерации профсоюзных организаций области были направлены на обеспечение занятости работников, на сохранение в разгар кризиса в реальном секторе экономики существующих условий оплаты труда и обеспечение ее роста на стадии оживления экономики, на доведение минимальных гарантий по заработной плате до прожиточного минимума. Принимались меры по совершенствованию новых систем оплаты труда в бюджетных организациях по очищению МРОТа от стимулирующих и компенсационных выплат, по сохранению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в процессе их монетизации, по уменьшению квот на иностранную рабочую силу, по повышению качества коллективных договоров и соглашений.
Совместными действиями органов власти, работодателей и профсоюзов удалось повысить с 2,65 до 2,80 раз соотношение между средней заработной платой и прожиточным минимумом, приблизить заработную плату работников бюджетной сферы к заработной плате работников реального сектора экономики, в основном своевременно оплачивать труд работников, переломить тенденцию уменьшения численности работников наемного труда на предприятиях области и стабилизировать ее в 2010 году на отметке 704-706 тысяч человек, уменьшить показатели безработицы до уровня начала 2008 года, обеспечить высокий уровень охвата предприятий коллективными договорами.
В 2009-2010 годах Федерация профсоюзных организаций, областные организации профсоюзов осуществляли контроль за соблюдением законодательства о труде, принимали меры по улучшению условий и охраны труда.
Совершенствовалась система правозащитной деятельности в обеспечении социально-трудовых прав членов профсоюзов, экономическая эффективность от всех ее форм в целом составила 262 млн. рублей.
На основе социального партнерства получило дальнейшее развитие взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти области.
В целях минимизации влияния кризиса на население области представители Федерации профсоюзных организаций участвовали в областном оперативном штабе по стабилизации социально-экономического положения области, в комиссии по вопросам заработной платы, работали в составе коллегий министерств, в профильных комитетах областной Думы.
В сложных социально-эконмических условиях укрепилось организационное единство и солидарность, которые проявились при проведении акций профсоюзов в защиту прав и интересов работников, сохранения их социальных гарантий.
Реализация молодежной политики, совершенствование информационной работы способствовали распространению профсоюзной идеологии, пропаганде деятельности профсоюзов.
Вместе с тем, отдельные задачи, поставленные перед Советом профобъединения, не нашли своего решения в полном объеме, не позволили профсоюзам достичь главной цели – обеспечить работникам достойную заработную плату, реально повысить их жизненный уровень.
Федерацией профсоюзных организаций, ее членскими организациями не в полной мере использовались возможности по улучшению правозащитной работы.
В отдельных отраслях экономики увеличилось количество работников, где условия труда не отвечают установленным нормативам, не обеспечивается необходимый уровень финансирования охраны труда.
Сохраняется тенденция снижения численности членов профсоюзов. Требует дальнейшего решения привлечение молодежи к работе в выборных профсоюзных органах, создания системы обучения профсоюзных кадров и актива.
Слабая исполнительская дисциплина в выполнении собственных решений и решений вышестоящих профсоюзных органов снижает эффективность работы профсоюзных организаций, негативно влияет на формирование общественного мнения о профсоюзах.
Конференция постановляет:
1. Работу Совета Саратовского областного объединения организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» признать удовлетворительной.
2. Федерации профсоюзных организаций, областным организациям профсоюзов, координационным советам организаций профсоюзов, городским, районным, первичным профсоюзным организациям осуществлять свою деятельность в соответствии с решениями VII съезда ФНПР.
3. Обратиться к Губернатору Саратовской области с предложением установить День профессиональных союзов Саратовской области.
4. С целью выполнения принятых VII съездом ФНПР Резолюций, повышения эффективности защиты социально-экономических прав работников, считать приоритетными для Федерации, профсоюзных организаций всех уровней следующие направления деятельности:
В области обеспечения занятости на базе развития экономики:
- осуществление влияния на проведение экономической политики, направленной на освобождение от сырьевой зависимости, трансформацию экономики к инновационному социально ориентированному типу развития, рост производительности труда на основе модернизации производства, улучшение организации и нормирования труда, повышение инвестиционной активности;
- содействие сохранению трудовых коллективов, увеличению числа высокооплачиваемых рабочих мест, трудоустройству выпускников системы профессионального образования, обеспечению полноценной эффективной занятости работников, участию работодателей в активных мероприятиях на рынке труда совместно со службой занятости;
- минимизацию объемов высвобождений персонала, расширение категорий работников, имеющих право на оставление на работе при сокращениях штата, установление дополнительных гарантий высвобождаемым работникам;
- создание системы, обеспечивающей участие представителей профсоюзов в процессах принятия решений по изменению правового положения бюджетных учреждений, определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- минимизацию негативного влияния на цену труда и рынок труда дешевой иностранной рабочей силы.
В области заработной платы:
- проведение политики, направленной на справедливое распределение результатов труда, повышение реальной заработной платы, поддержание экономически оправданной и социально приемлемой дифференциации заработной платы между профессионально-квалификационными группами работников организаций, преодоление экономической бедности, повышение доли работников с заработной платой выше прожиточного минимума;
- установление тарифной ставки (оклада) рабочего первого разряда на уровне не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения, повышение престижности и уровня оценки сложного труда, доведение минимального оклада специалистов до размера, превышающего минимальную ставку (оклад) основного рабочего не менее чем в полтора раза;
- обеспечение опережающего роста заработной платы по сравнению с ростом прожиточного минимума;
- увеличение в заработной плате доли постоянной составляющей, доведение доли тарифной части до 70 процентов заработной платы или до величины, отраженной в отраслевых соглашениях;
- очищение минимального размера оплаты труда от компенсационных и стимулирующих выплат;
- принятие правительственных постановлений по гарантированным системам оплаты труда для всех типов государственных учреждений, обеспечение прозрачности нормативов финансирования государственных и муниципальных учреждений в части расходов на оплату труда, высвобождение в бюджетной сфере стимулирующего фонда от несвойственных функций обеспечения минимального размера оплаты труда.
В области социального партнерства:
- реализацию принципа реального равноправия партнеров и реального распределения их ответственности за решение содержательных задач социально-экономического развития;
- развитие системы социального партнерства и совершенствование ее нормативно-правовой базы, заключение соглашений до внесения проектов бюджетов в органы представительной власти, повсеместное обеспечение участия профсоюзов в выработке политики в сфере труда в соответствии со статьей 351 Трудового кодекса Российской Федерации;
- повышение статуса органов социального партнерства на всех уровнях, совершенствование планирования и организации деятельности трехсторонних комиссий, обеспечение актуальности рассматриваемых вопросов, обеспечение работы отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
- повышение качества коллективных договоров, включение в них важнейших приложений по оплате труда, продолжительности отпусков, соглашений по охране труда, правил трудового распорядка, перечней профессий, имеющих право на компенсации за условия труда, отражение в коллективных договорах размеров компенсации за нерабочие праздничные дни, возмещения командировочных расходов, реализацию в договорах обязательств отраслевых соглашений;
- активизацию работы по предварительной правовой экспертизе проектов коллективных договоров, своевременное их перезаключение, искоренение практики составления договоров, механически дублирующих нормы Трудового кодекса РФ и не содержащих конкретных дополнительных обязательств работодателей и профсоюзов;
В области правозащитной и правотворческой деятельности:
- обеспечение практической реализации целей, задач и принципов Программы ФНПР "Достойный труд - основа благополучия человека и развития страны";
- принятие скоординированных мер юридической защиты прав работников на достойный труд, прав профсоюзов на осуществление общественного контроля в сфере труда;
- направление правозащитной работы на обеспечение соблюдения гражданских прав и свобод, трудовых прав и законных интересов работников и независимости профсоюзов;
- укрепление и совершенствование деятельности правовых инспекций труда и юридических служб профсоюзов;
- проведение работы по сохранению и расширению прав работников и профсоюзов при реформировании трудового законодательства, в том числе при совершенствовании Трудового кодекса Российской Федерации;
- участие в совершенствовании законодательства Российской Федерации о профсоюзах;
- обеспечение участия своих представителей в правотворческом процессе исполнительных и законодательных органов государственной власти Саратовской области;
- повышение ответственности работодателей за нарушения в сфере труда;
- реализацию прав профсоюзных комитетов на участие в принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, регулирующие оплату труда, условия и охрану труда работников;
- расширение и укрепление взаимодействия с государственными органами надзора и контроля в целях предупреждения и оперативного устранения нарушений трудового законодательства, соглашений и коллективных договоров;
- содействие развитию информационных ресурсов, в том числе принятие и реализацию программы правовой учебы профактива, проведение юридических консультаций членов профсоюзов непосредственно на предприятиях и в организациях;
- улучшение взаимодействия с органами исполнительной власти Саратовской области, Государственной инспекцией труда в Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области в целях повышения уровня соблюдения трудового законодательства, прав и уважения интересов работников как залога достойного труда на предприятиях и в организациях области.
В области охраны труда и экологии:
- содействие перевооружению и модернизации производств и предприятий, где неудовлетворительные условия труда во многом обусловлены старением и износом основных производственных фондов и технологического оборудования, недостаточным финансированием мероприятий по улучшению условий охраны труда и экологии;
- принятие мер по устранению или уменьшению вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, обеспечению экологического благополучия работников, предупреждению несчастных случаев на производстве, опираясь при этом на общественный актив по охране труда и членов комитетов и комиссий по охране труда;
- осуществление контроля за выполнением работодателями обязательств по предоставлению гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, созданию здоровых условий труда на рабочих местах и необходимому медицинскому обслуживанию с целью профилактики профессиональных заболеваний и сохранения здоровья трудящихся;
- содействие обеспечению работников качественной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с утвержденными нормативами и правилами, санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с требованиями охраны труда;
- осуществление контроля за проведением аттестации рабочих мест по охране труда в установленные сроки в целях улучшения условий труда работников и соблюдения их прав на установленные законодательством компенсации за работу с вредными условиями труда;
- улучшение работы технических инспекторов труда профсоюзов по контролю за обеспечением безопасных условий труда, как фактора достойного труда, а также их взаимодействия с государственной инспекцией труда в Саратовской области другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в соответствующей сфере деятельности.
В области развития профсоюзного движения:
- сохранение и увеличение численности членов профсоюзов, создание новых профсоюзных организаций, одним из основных показателей эффективности деятельности профсоюзных организаций считать уровень профсоюзного членства в трудовых коллективах;
- формирование кадрового резерва на должности руководящего состава профсоюзных организаций всех уровней; организацию подготовки профсоюзных кадров, их системное обучение;
- обеспечение непосредственного участия членов профсоюзов в решении вопросов деятельности профсоюзных организаций;
- введение в практику работы Федерации профсоюзных организаций проведения постоянно действующего "круглого стола" с целью обсуждения ситуации в профсоюзном движении области, выявления причин, тормозящих его развитие;
- осуществление контроля за выполнением принятых выборными органами всех профсоюзных структур решений; считать целесообразным заслушивание на заседаниях Президиума Федерации профсоюзных организаций информации о выполнении решений, принятых на предыдущих заседаниях;
- оказание содействия координационным советам организаций профсоюзов в совершенствовании системы социального партнерства на уровне муниципальных образований в целях решения социальных вопросов, создания условий, обеспечивающих повышение жизненного уровня работающих;
- повышение эффективности взаимодействия Федерации профсоюзных организаций, областных организаций профсоюзов с законодательными, исполнительными органами власти всех уровней, органами местного самоуправления в целях усиления защиты социально-трудовых прав работников;
- проведение постоянного обмена опытом работы профсоюзных организаций всех уровней, поощрение тех, кто вносит практический вклад в дело защиты социально-трудовых прав работников.
В области молодежной политики:
- усиление внимания профсоюзных организаций к социально-экономическим проблемам молодежи, в том числе через формирование и реализацию программ по работе с молодежью;
- разработку и включение в областное трехстороннее соглашение раздела по социально-экономической защите молодежи;
- оказание помощи молодежи в реализации инициатив, направленных на мотивацию профсоюзного членства, совершенствование профсоюзного движения;
- обеспечение представительства молодежи в выборных профсоюзных органах, руководителей молодежных советов областных организаций профсоюзов – в Молодежном совете Федерации профсоюзных организаций;
- обучение молодежного профсоюзного актива, проведение молодежных профсоюзных конкурсов, выявляющих лидеров в профсоюзе для выдвижения в состав руководящих профсоюзных органов;
- выделение средств, необходимых для реализации молодежной политики.
В области информационной политики:
- проведение работы по назначению в областных организациях профсоюзов ответственных за информационную работу;
-оперативное предоставление информации о деятельности первичных профсоюзных организаций отрасли, областных организаций профсоюзов для размещения на сайте Федерации профсоюзных организаций Саратовской области с целью распространения положительного опыта работы;
-организацию подписки на центральную профсоюзную газету «Солидарность» в каждую первичную профсоюзную организацию;
- формирование банка данных профсоюзных средств массовой информации в целях широкого освещения мероприятий, проводимых профсоюзными организациями, пропаганды профсоюзного движения;
- обеспечение повышения качества печатных профсоюзных изданий, необходимого финансирования информационной деятельности.
В области финансовой работы и управления имуществом:
- обеспечение финансового укрепления деятельности Федерации профсоюзных организаций, областных, районных, городских организаций профсоюзов, первичных профсоюзных организаций;
- пополнение профсоюзного бюджета за счет поступлений всех видов деятельности, предусмотренных уставами и разрешенных законодательством;
- повышение исполнительской дисциплины в вопросах финансового обеспечения уставной деятельности Федерации профсоюзных организаций, роли контрольно-ревизионных комиссий в реализации финансовой политики;
- усиление персональной ответственности руководителей членских организаций Федерации профсоюзных организаций за выполнение в полном объеме обязательств по уплате и перечислению членских взносов;
- координацию работы здравниц по эффективному использованию профсоюзного комплекса, улучшению обслуживания и повышению качества оздоровления отдыхающих;
- привлечение большего количества членов профсоюзов, нуждающихся в оздоровлении, за счет реализации программы «Профсоюзная путевка»;
- повышение эффективности организационной и методической помощи руководителям здравниц, введение системы учебных и аттестационных мероприятий для обслуживающего персонала.
Председатель Федерации М.В.Ткаченко
На повестке дня – отдых и оздоровление детей
- Новостная лента
- Профсоюз помог
- Новости первичных профсоюзных организаций