Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области № 39 от 26.11.2010 г.
Обсудив информационную записку об условиях оплаты труда, предусмотренных в областных отраслевых и территориально-отраслевых соглашениях, действующих в реальном секторе экономики (прилагается), президиум отмечает, что практика их заключения имеется в незначительном числе членских организаций Федерации профорганизаций области.
В большинстве отраслей реального сектора экономики областные отраслевые соглашения не заключаются. Действующие соглашения, заключенные с участием работодателей, в основном справляются со своей главной функцией: установлением общих условий оплаты труда в отрасли. Это обеспечивается либо за счет фиксации в соглашениях нормы о признании федеральных отраслевых соглашений, либо установлении в областном (районном) соглашениях наиболее значимых обязательств по оплате труда. Таких как: приближение минимальных гарантий по оплате труда к прожиточному минимуму; периодичность и размеры индексации заработной платы; определение минимального объема средств, направляемых из выручки на формирование фонда заработной платы; соблюдение пропорции постоянной и переменной составляющих в заработной плате; недопущение значительной дифференциации в заработной плате работников.Наиболее полно вопросы оплаты труда отражены в областных отраслевых соглашениях по строительному комплексу, жилищно-коммунальному хозяйству, АПК.
Вместе с тем, некоторые соглашения не содержат каких-либо конкретных обязательств сторон по заработной плате, выраженных в абсолютном показателях.Возможности механизма регулирования оплаты труда через районные и областные отраслевые соглашения по-прежнему снижаются в ряде случаев из-за отсутствия стороны работодателей, неконкретности предусматриваемых в соглашениях обязательств, отсутствия механизма присоединения ко всем видам соглашений, кроме федеральных отраслевых соглашений.Президиум Федерации профсоюзных организаций области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Считать основным направлением работы в области отраслевых соглашений присоединение работодателей, действующих на территории области, к федеральным отраслевым соглашениям.Рассматривать областное и районные соглашения как дополнительный к федеральному соглашению инструмент регулирования вопросов оплаты труда, конкретизирующий его обязательства с учетом особенностей на территории области, района.В ходе переговоров по заключению областных и районных отраслевых соглашений добиваться включения в них обязательств, предусмотренных в федеральных отраслевых соглашениях, либо нормы о признании этих соглашений; ориентироваться на включение в областные и районные соглашения дополнительных вопросов, не отрегулированных федеральными соглашениями.
2. Рекомендовать руководителям областных организаций профсоюзов реального сектора экономики:
- при перезаключении действующих и заключении новых отраслевых соглашений добиваться закрепления конкретных обязательств по основным вопросам оплаты труда: установления минимального размера оплаты труда работников, индексации их заработной платы, соблюдения пропорций постоянной и переменной составляющих в заработной плате, выплаты специфических отраслевых доплат и надбавок.
- добиваться формирования полноценной стороны работодателей и включения ее в процесс заключения соглашений.
Председатель Федерации М.В.Ткаченко
от 26 ноября 2010 года № 39
В реальном секторе экономики в Саратовской области областные отраслевые соглашения заключены по организациям: агропромышленного комплекса; строительства и промстройматериалов; торговли, общественного питания и предпринимательства; жизнеобеспечения; потребкооперации. До недавнего времени они заключались в автотранспорте и дорожном хозяйстве.
Территориально-отраслевые (районные) соглашения на сегодня действуют в тринадцати муниципальных районах из тридцати восьми по агропромышленному комплексу и в четырех (Балашовский, Красноармейский, Балаковский районы и г. Саратов) – среди работников торговли, общественного питания и предпринимательства.
В большинстве соглашений стороны представлены тремя сторонами социального партнерства. В соглашении между министерством экономического развития и торговли области и областной организацией профсоюза «Торговое единство», во всех районных соглашениях по торговле, а также в соглашениях Балтайского и Дергачевского районов по АПК сторона работодателей отсутствует. Причем в торговле они заключены между администрацией муниципального района и областной организацией профсоюза «Торговое Единство» (в Балашове еще и с городской профсоюзной организацией «Торговое Единство»). Соглашение по предприятиям потребкооперации подписано также двумя сторонами, но уже со стороны работодателей и профсоюзов.
Наиболее полно вопросы оплаты труда отражены в соглашениях по строительному комплексу, жилищно-коммунальному хозяйству, АПК. Причем, в первых двух зафиксировано, что в вопросах, которые не отражены в областном отраслевом соглашении, стороны руководствуются федеральным отраслевым соглашением. Во всех соглашениях, кроме областного соглашения по торговле, вопросам оплаты труда посвящены отдельные разделы. В них зафиксировано, что системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера определяются коллективным договором по каждому предприятию в отдельности. Установлены и общие для всех организаций обязательства. Так, сторонами социального партнерства в областном и в половине районных соглашений (Балтайский, Красноармейский, Татищевский, Базарно-Карабулакский, Советский, Ртищевский районы) по АПК, взято обязательство устанавливать размер месячной тарифной ставки для рабочих 1-го разряда на уровне не ниже величины прожиточного минимума, а в случае финансовой невозможности выполнения данного обязательства – разрабатывать меры по сближению МРОТа и величины прожиточного минимума. Кроме того, в агропромышленном комплексе поставлена задача к январю 2012 года достигнуть среднемесячной заработной платы в размере 11000 рублей.
В соглашении по жилищно-коммунальному хозяйству работодатели взяли обязательство обеспечить размер минимальной заработной платы работников не ниже величины прожиточного минимума. В соглашении по строительному комплексу поставлена задача поэтапного доведения минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета на члена семьи, причем с января 2008 года она должна быть не менее 1,2 величины прожиточного минимума. В нем определена и структура заработной платы путем установления доли тарифа в общем заработке – 70%, что в большей степени защищает интересы работников (данное обязательство взято только в районном соглашении по АПК Лысогорского района – на уровне 60%). В областном соглашении по АПК определяется минимальный объем средств, направляемых в фонд заработной платы: соотношение удельного веса заработной платы в выручке от реализации продукции должно составлять 18-25% в зависимости от уровня рентабельности. По аналогии с областным соглашением, подобное обязательство оговаривается и в ряде районных соглашений по АПК. Так, в Татищевском районе доля заработной платы в себестоимости произведенной продукции в зависимости от уровня ее рентабельности должна составлять не менее 15-20%; в Базарно-Карабулакском районе она привязана к валовой продукции и в зависимости от благополучия хозяйства должна составлять 18-25%; В Балтайском районе она соотносится с выручкой от реализации продукции и должна составлять также не менее 18-25%.
В соглашении по строительному комплексу по этому поводу говорится, что доля оплаты труда в общих затратах производства не должна быть ниже достигнутой за прошедший год. В целях предупреждения крайней дифференциации заработной платы работников отдельные соглашения предусматривают определенные ограничения. Так, в областном, а также в двух районных (Балтайский и Дергачевский) соглашениях по АПК соотношение между доходами руководителя и рабочего устанавливается в размере 5 к 1. В строительстве определен максимальный разрыв в заработной плате между категориями 10% высокооплачиваемых и 10% низкооплачиваемых работников организаций: не более 4-5 раз.
В областном, а также ряде районных (Базарно-Карабулакский, Балтайский) соглашениях по АПК работодатели взяли на себя обязательства по ежегодному росту заработной платы не менее 20%. В соглашении по строительному комплексу зафиксировано, что пересмотр и введение новых систем и форм оплаты труда производится работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом. Все районные соглашения по АПК (за исключением Лысогорского и Аркадакского) имеют положение о том, что введение, замена и пересмотр норм труда производятся работодателем по согласованию с профсоюзным органом.
Как недостатки можно отметить следующее:
- в областном соглашении по предприятиям торговли стороны в вопросах оплаты труда взяли на себя лишь обязательство по участию в разработке и реализации концепций, программ, мероприятий, направленных на повышение реальных доходов работников отрасли, уменьшение доли работников с заработной платой ниже прожиточного минимума. В нем вообще отсутствует раздел, связанный с оплатой труда и, соответственно, нет ни одного конкретного показателя по обязательствам в области оплаты труда, выраженного в абсолютном значении. Не содержат каких-либо конкретных обязательств сторон по рассматриваемым выше показателям в области оплаты труда и территориально-отраслевые соглашения данной отрасли;
- соглашением потребкооперации также не оговорены какие-либо обязательства сторон по заработной плате, выраженные в абсолютном показателях; - ни в одном из соглашений не определены тарифные коэффициенты для рабочих;
- в большинстве соглашений не оговариваются порядок индексации или ежегодные темпы роста заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
- в большинстве соглашений не определены конкретные отраслевые доплаты и надбавки и их размер (кроме строительного комплекса и ЖКХ, которые руководствуются в данном случае обязательствами федерального отраслевого соглашения).
Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области №38 от 29.10.2010 г.
Обсудив информацию о соблюдении законодательства о порядке заключения трудовых договоров и оформления приема на работу в организациях и предприятиях, имеющих первичные профсоюзные организации, президиум отмечает повышение общего уровня соблюдения прав работников при оформлении трудовых отношений. Во всех проверенных организациях с работниками заключаются трудовые договоры в письменной форме, экземпляры которых выдаются работникам под роспись. В большей части организаций при оформлении на работу применяются унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 05.01.2004 г. № 1.
Вместе с тем проверками установлено, что в ряде организаций не полностью выполняются требования статьи 57 ТК РФ о включении в трудовой договор информации об условиях труда в части доплат, надбавок, компенсационных выплат. Установлены факты заключения срочных трудовых договоров в отсутствие обстоятельств, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом. Отмечены нарушения в определении сроков выплаты заработной платы в трудовых договорах, в установлении нормальной продолжительности рабочего времени женщин, работающих в сельской местности.
Учитывая роль и значение соблюдения трудового законодательства при заключении трудового договора как одного из важнейших документов, правильное оформление которого во многом обеспечивает осуществление гарантий предоставления социально-трудовых прав работникам, президиум ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению информационную записку правового отдела аппарата Федерации профсоюзных организаций области «О соблюдении законодательства о порядке заключения трудовых договоров и оформления приема на работу в организациях и на предприятиях, имеющих первичные профсоюзные организации» (прилагается).
2. Рекомендовать членским организациям Федерации информировать первичные профсоюзные организации о наиболее распространенных нарушениях прав работников при заключении трудовых договоров и оформлении приема на работу в целях обеспечения действенного профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде по следующим вопросам:
-установления конкретных условий оплаты труда (в том числе размера тарифной ставки или должностного оклада работника, доплат, надбавок и поощрительных выплат), определения дней выплаты заработной платы в трудовых договорах в соответствии с требованиями ст. 136 ТК РФ;
-установления компенсаций и льгот работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
-о порядке заключения срочных трудовых договоров и мерах по обеспечению трудовых прав работников.
3. Предложить членским организациям Федерации обобщить опыт работы первичных профсоюзных организаций по взаимодействию с кадровыми службами работодателей при оформлении на работу вновь принятых работников, а также по разъяснению им содержания коллективного договора и действующих в организациях локальных нормативных актов, принятых с учетом мнения первичной профорганизации.
4. Правовому отделу Федерации профсоюзных организаций области обеспечить оказание правовой помощи членским организациям Федерации и первичным профсоюзным организациям по вопросам заключения трудовых договоров и оформления приема на работу.
Председатель Федерации М.В. Ткаченко
Зарплата будет расти вместе с экономикой
Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области № 37 от 22.09.2010 г.
Выступление председателя Федерации профсоюзных организаций Саратовской области М.В. Ткаченко
В наше время наемный работник более внимательно рассматривает условия контракта при устройстве на работу, изучает пункты коллективного договора, ищет для себя форму защиты в условиях форс-мажорных обстоятельств, не безразлично относится к принимаемым законам и постановлениям правительства.
Сегодня и работодатели тоже понимают, что нарушение Трудового кодекса влечет за собой неминуемое наказание, и то, что проходило в 1990, в 2010 уже не пройдет.
Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области № 36 от 20.08.2010
Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области № 36 от 20.08.2010
Положение о конкурсе на создание эмблемы Федерации профсоюзных организаций Саратовской области
Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области № 34 от 25.05.2010
Президиум Саратовского областного объединения организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Саратовской области" ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Президиуму Федерации профсоюзных организаций, членам областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений добиваться реализации обязательств областного 3-х стороннего Соглашения между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2008-2010 года по выделению средств на санаторно-курортное лечение работников бюджетной сферы.
Председатель Федерации М.В.Ткаченко
Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области № 34 от 25.05.2010
Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области № 34 от 07.05.2010 г.
- Новостная лента
- Профсоюз помог
- Новости первичных профсоюзных организаций