Отраслевое трехстороннее соглашение в сфере химических отраслей промышленности на 2022-2025 годы


Отраслевое трехстороннее соглашение
между министерством промышленности и энергетики Саратовской области, Саратовской областной организацией Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области»
на 2022-2025 годы

г. Саратов                                                                                         24 октября 2022 года

Министерство промышленности и энергетики Саратовской области (далее – Министерство), действующее на основании Положения, Саратовская областная организация Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности (далее – Профсоюз), действующая на основании Устава, региональное объединение работодателей «Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области» (далее – Работодатель), действующее на основании Устава, совместно именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее региональное отраслевое трехстороннее соглашение на 2022-2025 годы (далее – Соглашение), регулирующее социально-трудовые отношения и устанавливающее общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в сфере химической отрасли промышленности Саратовской области и совместные действия Сторон по их реализации.

Действие Соглашения распространяется на предприятия химической отрасли промышленности, входящие в региональное объединение работодателей «Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области»; работодателей, которые уполномочили региональное объединение работодателей «Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области» от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение; работодателей, которые присоединились к Соглашению после его заключения (далее – Предприятия).
Соглашение обязательно к применению на Предприятиях при заключении коллективных договоров, трудовых договоров с работниками Предприятий и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Стороны в рамках своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Отраслевым тарифным соглашением по организациям химической, нефтехимической биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности Российской Федерации на 2022-2024 годы, за исключением положений, регулируемых настоящим Соглашением с учетом региональной специфики.

Министерство, одновременно с размещением Соглашения на сайте (http://saratov.gov.ru/gov/auth/minprom/) предлагает работодателям химической отрасли промышленности, не участвующим в заключении Соглашения, присоединиться к Соглашению.
Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению работодатели, осуществляющие деятельность в химической отрасли промышленности, не представили в Министерство (г. Саратов, ул. Московская, д. 72, стр. 2), мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.


1. Обязательства сторон

Министерство:


1.1. Оказывает, в рамках действующего законодательства, содействие в привлечении инвестиций в химическую отрасль промышленности области, реализации инновационных, инвестиционных и энергосберегающих проектов с созданием новых высокопроизводительных рабочих мест.
1.2. В рамках своей компетенции принимает меры во взаимодействии с федеральными органами власти по сохранению и развитию предприятий химической отрасли промышленности.
1.3. Осуществляет политику, направленную на содействие в формировании конкурентоспособных трудовых ресурсов, сохранение и увеличение высокопроизводительных рабочих мест с достойным уровнем заработной платы.
1.4. В рамках компетенции взаимодействует с работодателями по повышению уровня оплаты труда и обеспечению своевременной выплаты заработной платы на предприятиях всех форм собственности в рамках заседаний координационной комиссии по вопросам заработной платы.
1.5. Содействует в пределах своей компетенции популяризации рабочих профессий и инженерных специальностей среди молодежи.
1.6. Содействует участию представителей Профсоюза и Работодателя в разработке и обсуждении проектов законов Саратовской области, государственных программ области, других нормативных правовых актов в сфере труда, подготовленных министерством промышленности и энергетики области.

Работодатель:

1.7. Реализует меры по повышению качества рабочих мест, способствующих сокращению миграционного оттока населения Саратовской области в другие субъекты Российской Федерации.
1.8. Принимает меры по недопущению нарушений, связанных с оформлением трудовых отношений с работниками или с оплатой труда, в том числе, ниже минимального размера оплаты труда.
1.9. Для повышения заинтересованности работников в стабильной и успешной деятельности предприятий и обеспечения их прав и гарантий в области оплаты труда, проводит политику в области оплаты труда, направленную на обеспечение связи оплаты труда с его результатами, повышение доходов работников не за счет сокращения численности персонала, а за счет роста эффективности и объемов производства, внедрения прогрессивных систем оплаты труда, роста производительности труда.
1.10. При разработке форм и систем оплаты труда работодатель предусматривает удельный вес постоянной части в структуре заработной платы работника (тарифная ставка, оклад), а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и др. доплаты и надбавки, носящие постоянный характер) в размере не менее 65 процентов.
1.11. Принимает меры по индексации тарифных ставок (окладов) не реже одного раза в год на уровне не ниже прогнозируемого уровня инфляции в Саратовской области. Рассматривает возможность дополнительной индексации тарифных ставок (окладов), если рост прожиточного минимума на очередной год будет ниже фактически сложившегося уровня инфляции за текущий год.
1.12. Осуществляет последовательную политику, направленную на повышение реальной заработной платы, поддержание экономически оправданной и социально приемлемой дифференциации заработной платы работников с учетом уровня квалификации и объема работы с повышением уровня средней заработной платы работников не ниже трех величин прожиточного минимума трудоспособного населения региона.
Предприятие, в котором размер среднемесячной заработной платы работников находится ниже уровня трех прожиточных минимумов трудоспособного населения в Саратовской области, стремится довести среднюю заработную плату работников и поддерживать ее в течение срока действия Соглашения на уровне не менее трех прожиточных минимумов трудоспособного населения в Саратовской области - в порядке, установленном коллективным договором предприятия.
1.13. Принимает меры по увеличению минимальной ставки 1 разряда (оклада) при соблюдении работниками установленной продолжительности рабочего времени и выполнении трудовых обязанностей (норм труда) до уровня не ниже 1,5 прожиточного минимума трудоспособного населения Саратовской области в порядке, установленном коллективным договором Предприятия (при его отсутствии - локальным нормативным актом), а также дифференциацию минимальных ставок по иным разрядам.
1.14. В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений настоящего Соглашения, работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель трудового коллектива, в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации вправе обратиться в письменной форме к Сторонам Соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия в его отношении отдельных положений Соглашения. По итогам рассмотрения данного предложения Стороны могут принять соответствующее решение.
1.15. Включает в коллективные договоры мероприятия по улучшению условий, охраны труда и экологической безопасности.
1.16. Выделяет при необходимости средства на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), коронавирусом.
1.17. Проводит работу по формированию эффективного кадрового потенциала, систем мотивации и стимулирования персонала к высокопроизводительному труду.
1.18. Оказывает содействие в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций на Предприятиях.

Профсоюз:

1.19. Изучает производственную и социально-экономическую ситуацию на Предприятиях, анализирует и обобщает поступающие от первичных профсоюзных организаций (или иных представителей работников) предложения по улучшению работы Предприятий и направляет их в органы управления Предприятий, органы государственной власти и местного самоуправления.
1.20. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов трудовых коллективов при реорганизации, приватизации предприятий, а также при их перепрофилировании, ликвидации, в том числе несостоятельности (банкротстве).
1.21. Содействует включению в коллективные договоры обязательств по сохранению и созданию новых рабочих мест, развитию персонала, обеспечению условий для привлечения молодых специалистов.
1.22. Способствует организации опережающего профессионального обучения и профессиональной переподготовки работников Предприятий, находящихся под риском высвобождения или высвобожденных.
1.23. Участвует в работе комиссий всех уровней по решению вопросов развития персонала, занятости населения, а также комиссий, создаваемых на предприятиях для аттестации и установления уровня квалификации работников, в связи с банкротством, ликвидацией, преобразованием, реорганизацией.
1.24. Поддерживает работодателей по загрузке производственных мощностей, стабилизации работы предприятий, сохранению и увеличению количества рабочих мест, повышению квалификации и профессионализма работников, ведет с работодателями конструктивный диалог с целью уменьшения количества высвобождаемых работников, способствует снятию возникающей социальной напряженности в трудовых коллективах.
1.25. Осуществляет мониторинг неполной занятости на Предприятиях. Информирует, по необходимости, о полученных данных органы службы занятости населения, контрольно-надзорные органы.
1.26. Содействует через коллективные договоры расширению прав женщин на обучение, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых и оздоровление.
1.27. Поддерживает инициативы работодателя в области корпоративной социальной ответственности, способствует расширению практики подготовки предприятиями социальных корпоративных отчетов. Обеспечивает участие Предприятий в проведении регионального этапа Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».
1.28. Принимает меры по урегулированию коллективных трудовых споров, а также содействует созданию и деятельности в организациях комиссий по трудовым спорам.
1.29. Организует работу по заключению и контролю за выполнением коллективных договоров на Предприятиях.

2. Порядок организации и контроля выполнения Соглашения


2.1. Стороны договорились о регулярном (не реже 1 раза в год) рассмотрении хода выполнения Соглашения и согласованном систематическом его освещении в средствах массовой информации.
2.2. Стороны договорились, что критериями для оценки результатов реализации Соглашения является динамика изменения следующих основных социально-экономических показателей развития экономики и уровня жизни населения:

Ðåéòèíã@Mail.ru