Отраслевое трехстороннее соглашение в сфере авиационной промышленности на 2022-2025 годы

Отраслевое трехстороннее соглашение
между министерством промышленности и энергетики Саратовской области, Саратовской территориальной организацией Общественной организации «Российский профессиональный союз трудящихся авиационной промышленности», региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области» на 2022-2025 годы

Министерство промышленности и энергетики Саратовской области (далее - Министерство), действующее на основании Положения, Саратовская территориальная организация Общественной организации «Российский профессиональный союз трудящихся авиационной промышленности» (далее -Профсоюз), действующая на основании Устава, региональное объединение работодателей «Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области» (далее - Работодатель), действующее на основании Устава, совместно именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили в соответствии с законодательством Российской Федерации настоящее региональное отраслевое трехстороннее соглашение на 2022-2025 годы (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования трудовых отношений и обеспечения социальной защиты работников авиационной промышленности Саратовской области и совместные действия Сторон по их реализации.

Действие Соглашения распространяется на предприятия авиационной промышленности, входящие в региональное объединение работодателей «Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области»; работодателей, которые уполномочили региональное объединение работодателей «Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области» от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение; работодателей, которые присоединились к Соглашению после его заключения (далее – Предприятия).

Условия соглашения обязательны к применению работодателями при заключении коллективных договоров на Предприятиях, трудовых договоров с работниками Предприятий и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Условия соглашения обязательны для всех Сторон Соглашения.

Условия коллективных договоров, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, являются недействительными.
Трудовые права, предусмотренные настоящим Соглашением, распространяются на всех работников Предприятий.

Дополнительные льготы и гарантии членам Профсоюза определяются отдельными соглашениями между работодателями и первичными профсоюзными организациями, входящими в Профсоюз.

Стороны согласились, что:

Территориальные, первичные профсоюзные организации и их коллегиальные органы (или иные представители работников) выступают в качестве полномочных представителей работников Предприятий при разработке, заключении и контроле выполнения соглашений и коллективных договоров, ведении переговоров по регулированию трудовых отношений.

Регулирование социально-трудовых отношений между работниками и работодателями осуществляется путем заключения коллективного договора, в котором с учетом особенностей деятельности Предприятия могут устанавливаться дополнительные условия, улучшающие положения работников по сравнению с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, настоящим и иными Соглашениями.

Стороны, подписавшие настоящее Соглашение в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства Генерального Соглашения между Российскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 годы, отраслевым соглашением по авиационной промышленности Российской Федерации на 2020-2022 годы за исключением положений, регулируемых настоящим соглашением с учетом региональной специфики.

В течение срока действия Соглашения в него, по взаимной договоренности Сторон, могут вноситься изменения и дополнения, не ухудшающие условий труда и социального положения работников.

В период действия Соглашения Стороны обязуются устранять причины и обстоятельства, которые могут повлечь возникновение коллективных трудовых споров и применение крайней меры их разрешения - забастовок.

Министерство одновременно с размещением Соглашения на сайте (http//saratov.gov.ru/gov/auth/minprom/) предлагает работодателям, не участвующим в заключении данного Соглашения, присоединиться к этому Соглашению.

Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, не представили в Министерство (г. Саратов, ул. Московская д.72, стр.2) мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей, со дня опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным коллегиальным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

1.Обязательства сторон

Министерство:

1.1. Оказывает, в рамках действующего законодательства содействие в привлечении инвестиций в Саратовскую область, реализации крупных инновационных и энергосберегающих проектов с созданием новых высокопроизводительных рабочих мест.
1.2. В рамках своей компетенции во взаимодействии с федеральными органами власти принимает меры по сохранению и развитию авиационной промышленности.
1.3. Осуществляет политику по формированию конкурентоспособных ресурсов, обеспечивающих необходимый уровень квалификации в условиях диверсификации экономики, сохранение и увеличение высокопроизводительных рабочих мест с достойным уровнем заработной платы.
1.4. В рамках компетенции проводит работу с работодателями по повышению уровня оплаты труда и обеспечению своевременной выплаты заработной платы на предприятиях всех форм собственности, своевременной индексации заработной платы в рамках заседания координационной комиссии по вопросам заработной платы.
1.5. Содействует популяризации рабочих профессий и инженерных специальностей среди молодежи.
1.6. Содействует участию представителей Профсоюза и Работодателя в разработке и обсуждении проектов законов Саратовской области, государственных программ области, других нормативных правовых актов в сфере труда, подготовленных Министерством.

Работодатель:

1.7. Реализует меры по повышению качества рабочих мест, сокращению оттока населения Саратовской области в другие субъекты Российской Федерации.
1.8. Принимает меры по недопущению нарушений, связанных с оформлением трудовых отношений с работниками или оплатой труда, в том числе ниже минимального размера оплаты труда.
1.9. Для повышения заинтересованности работников в стабильной и успешной деятельности предприятий и обеспечения их прав и гарантий в области оплаты труда, направленной на обеспечение связи оплаты труда с его результатами, повышение доходов работников не за счет уменьшения занятости, увеличения сверхурочных работ и работ в выходные дни, а за счет роста производительности труда, внедрения прогрессивных систем оплаты труда, роста объемов производства и качества продукции.
1.10. Принимает меры по приведению условий коллективных договоров в соответствие с отраслевым соглашением по авиационной промышленности Российской Федерации на 2020-2022 годы.
1.11. Принимает меры по индексации заработной платы работников не реже одного раза в год на уровень не ниже прогнозируемого уровня инфляции в Саратовской области.
1.12. Осуществляет последовательную политику, направленную на повышение реальной заработной платы, поддержание экономически оправданной и социально приемлемой дифференциации заработной платы с учетом уровня квалификации и объема работы, повышение уровня средней заработной платы работников не ниже 4 прожиточных минимумов трудоспособного населения Саратовской области.
1.13. В случае неисполнения п.1.12 настоящего Соглашения работодатель совместно с выборным коллегиальным органом первичной профсоюзной организации (иными представителями работников) разрабатывают программу поэтапного увеличения оплаты труда. При этом среднюю заработную плату необходимо обеспечивать с превышением не менее, чем на 10% от среднего уровня заработной платы в предыдущем году.
1.14. Не допускает занижения цены труда квалифицированных работников. При регулировании оплаты труда использует ориентировочные показатели заработной платы, изложенные Институтом труда Минтруда России для каждого региона, которые ежегодно увеличиваются в связи с инфляционными процессами. Ориентировочная величина стандарта оплаты труда, основных производственных рабочих 5 разряда составляет 45609 рублей (на 01.01.2021).
1.15. Обеспечивает гарантированную величину тарифной ставки, оклада в структуре фонда оплаты труда не менее 60%.
1.16. Стремится соблюдать коэффициент фондов (соотношение в уровнях оплаты труда 10% работников с наиболее высокой заработной платой и 10% с самой низкой) на уровне не более 6 раз.
1.17. Принимает меры по увеличению минимального размера месячной заработной платы работников при соблюдении ими установленной продолжительности рабочего времени и выполнении трудовых обязанностей (норм труда) до уровня не ниже 1,5 прожиточного минимума трудоспособного населения Саратовской области - в порядке, установленном коллективным договором предприятия (при наличии) или локальным нормативным актом.
1.17.1. В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений настоящего соглашения, работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель трудового коллектива, в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия в его отношении отдельных положений соглашения. По итогам рассмотрения данного предложения стороны могут принять соответствующее решение.
1.18. Внедряет на предприятиях систему управления охраной труда, основанную на управлении профессиональными рисками в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
1.19. Обеспечивает финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.20. Обеспечивает проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством. В комиссию по проведению спецоценки включает уполномоченных по охране труда, технических инспекторов труда, представителей первичной профсоюзной организации (или иных представителей работников).
1.21. Выплачивает единовременное пособие семье и лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью работника, погибшего на производстве по вине работодателя, в размере не менее 36 месячных заработных плат погибшего на производстве работника в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Суммарный размер пособия выплачивается поровну всем лицам, имеющим право на получение пособия и подавшим соответствующее заявление.
1.22. Предусматривает в структуре Предприятия службу охраны труда и промышленной безопасности с численностью штата работников в соответствии с трудовым законодательством.
1.23. Принимает меры по оздоровлению работников, в том числе занятых во вредных условиях труда, лиц предпенсионного возраста за счет собственных средств и возвратных средств фонда социального страхования. Выделяет, при необходимости, средства на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально-значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных коронавирусом.
1.24. В целях сохранения потенциала предприятий, эффективного участия молодых работников в производственном процессе, обеспечении преемственности опыта, профессионального роста и социальной защищенности молодежи обязуется содействовать работе молодежных советов, советов молодых специалистов, разрабатывать и реализовывать комплексные программы по работе с молодежью, создавать специальные фонды поддержки деятельности молодежных советов.
1.25. Проводит работу по формированию эффективного кадрового потенциала, систем мотивации и стимулирования персонала к высокопроизводительному труду.
1.26. Оказывает содействие в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций на Предприятиях.

Профсоюз:

1.27. Изучает производственную и социально-экономическую ситуацию на Предприятиях, анализирует и обобщает поступающие от первичных профсоюзных организаций (или иных представителей работников) предложения по улучшению работы Предприятий и направляет их в органы управления Предприятий, органы государственной власти и местного самоуправления.
1.28. Осуществляет контроль за соблюдением локальных нормативных актов, обеспечивающих защиту и интересы трудовых коллективов при реорганизации, при перепрофилировании, ликвидации, в том числе несостоятельности (банкротстве).
1.29. Содействует включению в коллективные договоры обязательств по сохранению и созданию новых рабочих мест, развитию персонала, обеспечению условий для привлечения молодых специалистов.
1.30. Способствует организации опережающего профессионального обучения и профессиональной переподготовки работников Предприятий, находящихся под риском высвобождения или высвобожденных.
1.31. Участвует в работе комиссий всех уровней по решению вопросов развития персонала, занятости населения и комиссиях, создаваемых на предприятиях для аттестации и установления уровня квалификации работников в связи банкротством, реорганизацией, ликвидацией, преобразованием.
1.32. Поддерживает работодателей по загрузке производственных мощностей, стабилизации работы предприятий, сохранению и увеличению количества рабочих мест, повышению квалификации и профессионализма работников, ведет с работодателями конструктивный диалог с целью уменьшения количества высвобождаемых работников, способствует снятию возникшей социальной напряженности в трудовых коллективах.
1.33. Осуществляет мониторинг неполной занятости на Предприятиях.
1.34. Принимает меры по урегулированию коллективных трудовых споров, а также содействует созданию и деятельности в организации комиссии по трудовым спорам.
1.35. Организует работу по заключению и контролю за выполнением коллективных договоров, выполнением отраслевого федерального и регионального соглашений на Предприятиях.

2. Порядок организации и контроля выполнения Соглашения.

2.1. Стороны договорились о ежегодном рассмотрении хода выполнения Соглашения с последующим освещением в средствах массовой информации (газеты, сайты, социальные сети). Критериями для оценки результатов реализации Соглашения является динамика изменения следующих показателей:
темпа роста средней заработной платы работников Предприятий с учетом соотношения начисленной среднемесячной заработной платы с прожиточным минимумом трудоспособного населения в Саратовской области;
производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом.
2.2. Разногласия, связанные с выполнением Соглашения, разрешаются на заседаниях сторон Соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области. В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического или организационного характера отдельных положений Соглашения работодатель обязан предоставить в комиссию мотивированное обоснование конкретных причин невыполнения отдельных пунктов в установленный срок в полном объеме и предоставить перечень мер по обеспечению положений в дальнейшем, согласованный с первичной профсоюзной организацией предприятия (или иными представителями работников).
2.3. Внесение изменений и дополнений в Соглашение возможно по согласованию Сторон.
2.4. Каждая из Сторон после подписания Соглашения разрабатывает собственные мероприятия, обеспечивающие выполнение принятых обязательств.
2.5. Соглашение вступает в силу с момента его подписания, сроком действия на 3 года.

Ðåéòèíã@Mail.ru