Почему экономят на работниках?
Интервью председателя Федерации профсоюзных организаций Саратовской области газете «АиФ-Саратов» (№48 (779), 25 ноября – 1 декабря)
Реальный сектор экономики региона продолжает нести потери: работников сокращают, оставшимся урезают зарплату или отправляют в простой. И какую бы "картину маслом” ни рисовали чиновники, за сухими цифрами - тысячи семей, оставшихся без средств к существованию.
О том, почему собственники не спешат выводить предприятия из кризиса и станет ли нынешняя ситуация катализатором общественных волнений в регионе, корреспондент "АиФ - Саратов” беседовал с председателем профсоюзных организаций области Михаилом Ткаченко.
Общественные работы - не выход
- Михаил Викторович, когда слушаешь отчеты чиновников, как-то все слишком гладко и ровно получается. Наверняка в реальности все не так?
- Наша область в числе других регионов Поволжья действительно оказалась уязвимой. У нас более 20 крупных и средних предприятий завязаны на автомобильную промышленность, железнодорожную отрасль. Остановился АвтоВАЗ - встали заводы в Балакове. РЖД снизила заказы - убытки несет подшипниковый завод. Но лично я такие объяснения воспринимаю как отговорки. Если руководство предприятия в хорошие времена не останавливалось бы на достигнутом, а продолжало искать новые рынки сбыта, возможно, даже новые направления производства, то ситуация была бы не столь плачевной. Когда же портфель заказов сдулся, собственники не нашли ничего лучше, чем сокращать работников. Например, на том же "СПЗ” в этом месяце будут уволены 226 человек, на "Балаковорезинотехнике” до конца декабря - 702 человека, на балашовском предприятии "Рембаза” - 185 человек.
- Кстати, некоторые предприятия, чтобы сохранить хоть какую-то часть работников, предлагают им общественные работы. Это выход?
- С одной стороны, занятость людей должна приветствоваться. Но общественные работы не наполняют бюджет, как реальный сектор экономики. Они его просто расходуют. А ведь эти деньги предназначены бюджетникам - врачам, учителям. Лучше бы средства, выделенные на временную занятость, направили на создание полноценных рабочих мест, на развитие и модернизацию производства. А между тем, только на предприятиях промышленности фонд заработной платы уменьшился на 5,9%. И что в такой ситуации делать людям? Разве нормально, что инженер с высшей квалификацией идет подметать улицы? Но когда ситуация изменится к лучшему, работать будет некому. Уже сейчас происходит самая настоящая утечка мозгов с бывших когда-то ведущими заводов области. Например, на авиационном заводе. Они бы и рады собирать новейшие самолеты, но люди ушли, а без них самолет не взлетит. Ведь с коллективом можно построить новый завод, а вот без него - остаться у разбитого корыта.
От недовольства до волнений - один шаг
- На ваш взгляд, ситуация может измениться в следующем году в лучшую сторону?
- Все зависит от того, какая помощь будет оказана реальному сектору. Будет она - все наладится. Но если до предприятий по-прежнему будут доходить копейки, то сферу занятости ждет обвал. Вот я, например, задаю вопрос замминистра промышленности и энергетики: сколько рабочих мест вы создадите в следующем году? Он не может ответить. А ведь это, в том числе, и задача наших чиновников - встречаться с собственниками и коллективами, помогать предприятиям дешевыми кредитами, лоббировать их интересы на федеральном уровне. Любят руководители обвинять работников в низкой производительности труда. Но это же лукавство. Как можно на оборудовании, изношенном на 50-60% - и я говорю именно о саратовских предприятиях - повышать КПД?
- Как вы думаете, жители области, работники простаивающих предприятий уже готовы к тому, чтобы выйти на забастовку, перекрыть улицы в знак протеста?
- Такого очага, который мог бы вылиться в массовое недовольство, в нашей области нет. У людей все же осталась некая доля терпения. Но нас беспокоит режим неполной занятости, в котором работают около 30 тысяч человек. Это ведь коллектив среднего предприятия. Люди не просто теряют в зарплате, но и в будущей пенсии. Например, на петровском "Молоте” все 1200 сотрудников работают три дня в неделю. Такая же обстановка на 303 предприятиях области. Есть и такие организации, которые привлекают своих работников всего один раз в неделю. Недовольство этих людей вполне может вылиться во что-то существенное. Ведь основные права работников предприятий на сегодняшний день ущемлены. Нам очень нужны законы, которые бы устраивали всех: и бюрократа, и простого рабочего, и руководителя. Но таких законов пока нет. Поэтому и диалога не получается.
Алена ЕГОРОВА
"Профсоюзы - за профсоюзы"
На сегодняшний день в Саратовской области почти 30 тысяч безработных. В условиях неполной занятости работают около 26 тысяч человек. Уровень безработицы составляет 2,3 процента от общего количества трудоспособного населения. К осени ситуация может измениться и не в лучшую сторону. – Михаил Викторович, каковы ваши прогнозы по безработице? Вопросы задавал Алексей Рыбкин |
О создании и организации работы комиссии по трудовым спорам
В 2008 году в Федерацию профсоюзных организаций Саратовской области и ее членские организации по вопросам, связанным с нарушением трудовых прав обратились 12191 человек, из них 11309 обращений были удовлетворены. Рассмотрено также 4102 жалобы, из которых 3819 были признаны обоснованными с принятием мер по защите прав и интересов работников - членов профсоюзов.
По данным Управления Судебного департамента в Саратовской области в 2008 году количество обращений к мировым судьям по вопросам оплаты труда по сравнению с предыдущим годом сократилось на 3025 и составило 5561, в том числе 5283 иска рассмотрено с вынесением решения об удовлетворении требований работников. При этом присуждено к взысканию (включая компенсацию морального вреда) – 3544835 рубля. Рассмотрено также 392 других дела, возникших из трудовых правоотношений, по 131 иску вынесены решения об удовлетворении требования на сумму 1579912 рублей.
Эти данные в определенной мере показывают, что на предприятиях и в организациях недостаточно уделяется внимания созданию и организации деятельности комиссий по трудовым спорам. В условиях кризиса произошел рост напряжения в сфере труда. В связи с этим значительно возросло количество обращений работников по вопросам нарушения трудового законодательства, в том числе, по сведениям Министерства занятости,труда и миграции области, и в органы государственной власти области.
С учетом указанных обстоятельств и в порядке реализации «Плана совместных действий органов исполнительной власти Саратовской области, Государственной инспекции труда в Саратовской области, Союза товаропроизводителей и работодателей Саратовской области, Федерации профсоюзных организаций Саратовской области по обеспечению соблюдения трудового законодательства на 2009 год» руководителям предприятий, организаций и учреждений, профсоюзным комитетам и трудовым коллективам предлагается настоящая информация об основных вопросах по созданию комиссий по трудовым спорам и обеспечению условий их деятельности.
Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров определен в главе 60 Трудового кодекса РФ.
Непосредственно в трудовых коллективах интересы работников-членов профсоюзов во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений представляют профсоюзные комитеты.
В случаях, когда работнику не удается лично или с помощью профсоюзного комитета урегулировать путем переговоров разногласия с работодателем по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменений индивидуальных условий труда), возникает трудовой спор, для разрешения которого он вправе обратиться в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В соответствии со ст. 382 Трудового кодекса РФ эти споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и районными (городскими) судами.
Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.
Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, а представители работников – избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работником с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.
В соответствии со ст. 171 Трудового кодекса РФ членам комиссии по трудовым спорам предоставляет свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка. Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется работодателем. Из своего состава комиссия избирает председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.
К компетенции комиссии по трудовым спорам относятся споры:
- об оплате труда;
- о рабочем времени и времени отдыха, включая предоставление и оплату основного и дополнительного отпусков, установление режима неполного рабочего времени;
- об изменении определенных сторонами условий трудового договора;
- о признании недействительными условий трудового договора;
-о выплате премий, доплатах за совмещение профессий (должностей),расширение зон обслуживания, увеличения объема работ, об оплате за сверхурочную работу, за работу в ночное время и в других случаях,предусмотренных ТК РФ;
- о выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет ;
- о снятии дисциплинарных взысканий;
- о незаконном отстранении от работы с приостановкой выплаты заработной платы;
- о предоставлении льгот и преимуществ работнику, если эта обязанность работодателя предусмотрена трудовым договоров, коллективным договором, нормативным правовым актом;
- другие индивидуальные трудовые споры, если они не отнесены к непосредственной компетенции суда.
Работник (бывший работник) может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (статья 386 Трудового кодекса РФ). Пропущенный по уважительный причине срок, может быть восстановлен комиссией по просьбе работника. В письменном заявлении работник излагает содержание спора и доказательства нарушения своего субъективного трудового права. Заявление работника, принятое комиссией по трудовым спорам, должно быть рассмотрено в течение десяти календарных дней, что обеспечивает возможность оперативного разрешения спора и защиты прав работников. Заседания должны назначаться с таким расчетом, чтобы как работник, так и вызванные участники процесса могли присутствовать на заседании в нерабочее для них время. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.
Обязательные реквизиты и содержание решения комиссии перечислены в статье 388 Трудового кодекса РФ. При этом следует помнить, что комиссия по трудовым спорам – орган, наделенный властными, законодательно закрепленными полномочиями по разрешению трудовых споров. Поэтому решения этого органа, которые принимаются тайным голосованием, являются обязательными для исполнения сторонами трудового спора. Решение считается принятым, если за него проголосовало простое большинство присутствующих на заседании членов комиссии. Решение должно быть мотивированным, основанным на законе, нормативных актах о труде, коллективном или трудовом договоре, выражено в четкой форме, не допускающей двоякого толкования. В решении по денежному требованию указывается конкретная сумма, подлежащая к выплате. Копии решения комиссии, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, в трехдневный срок со дня его принятия вручаются работнику и работодателю или их представителям. Стороны (работник, работодатель) имеют право обжаловать данное решение в судебном порядке в десятидневный срок со дня вручения им копии решения комиссии.
Решение комиссии является окончательным и подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование (статья 389 Трудового кодекса РФ). В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается Удостоверение, являющееся исполнительным документом.
Работник может обратиться за Удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссии (ст. 389 ТК РФ). Если указанный срок пропущен по уважительной причине, комиссия может его восстановить на своем специальном заседании.
Удостоверение выдается по письменному заявлению работника, которое рассматривается на заседании комиссии. Оно заверяется подписью председателя или его заместителя и печатью комиссии по трудовым спорам.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 2.10.2007 г. (в редакции от 30.12.2008 г.) судебные приставы-исполнители принимают Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, к принудительному исполнению наравне с другими исполнительными документами в течение трехмесячного срока со дня его получения. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам, комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратились в установленный срок с заявлением о перенесении спора в суд.
Правильная, в соответствии с законодательством, организация работы комиссий по трудовым спорам обеспечит возможность работникам рассматривать и разрешать неурегулированные разногласия с работодателями непосредственно на предприятиях и в организациях и будет способствовать снижению социальной напряженности в условиях кризиса.
В связи с этим профсоюзным комитетам и работодателям организаций, не имеющим комиссий по трудовым спорам, необходимо провести работу по образованию этих органов в соответствии со ст. 384 Трудового кодекса РФ.
В целях повышения гарантий трудовых прав работников и эффективности работы комиссии по трудовым спорам руководителям предприятий и организаций, председателям профсоюзных комитетов необходимо принять меры: по обеспечению паритетного их состава – из равного числа представителей работников и работодателя; проведению обучения членов комиссии; созданию условий для принятия решений комиссиями тайным голосованием; предоставлению им помещений для проведения заседаний, хранения документов; изготовлению соответствующей печати комиссии по трудовым спорам.
Повышению роли комиссии по трудовым спорам в урегулировании разногласий по вопросам применения трудового законодательства может способствовать размещение информации о ее работе в доступном для всех работников месте (местах) на предприятии, в организации.
Федерация профсоюзных организаций Саратовской области
телефоны для консультаций:
26-12-49,
27-72-60,
27-72-62
«Профсоюз мешает только зарвавшемуся собственнику»
Во всем цивилизованном мире профсоюзы считаются наиболее эффективным механизмом улаживания социальных противоречий. В советское время в нашей стране они оставались лишь косметическим придатком командно-административной системы. Но сейчас профсоюзам бросают новый вызов. Ситуация экономического кризиса придает проблеме особую остроту. О своем видении развития профессиональных объединений в XXI веке и многом другом рассказал председатель Федерации профсоюзов Саратовской области Михаил Ткаченко.
-Михаил Викторович, финансовый кризис обостряет трудовые отношения на многих предприятиях. Как будет меняться в связи с этим политика профсоюзов?
-В условиях кризиса на первый план выходит одно из основных направлений профсоюзной деятельности – строгий контроль за выполнением трудового законодательства при увольнениях, сокращениях работников, оплате труда.
Профсоюзы должны принимать меры по улучшению законодательства для разрешения тех вопросов, которые возникают в связи с кризисом. И это уже делается. В частности, внесены изменения в закон о занятости. Федерацией независимых профсоюзов России совместно с депутатами Госдумы разработаны поправки в Гражданский кодекс и законодательство о банкротстве. Их суть в том, что в случае банкротства в первую очередь должны гаситься долги по зарплате (сейчас заработная плата – это выплата третьей очереди), а уж после этого производиться все остальные платежи, включая налоговые.
Еще одно направление, которое требуется усилить, – это информирование всех членов профсоюзов о том, как действовать в условиях кризиса, как правильно использовать трудовое законодательство. Сильной стороной профсоюзов во все времена являлось оказание бесплатной юридической помощи каждому своему члену. В условиях кризиса это направление нашей работы является востребованным.
И давайте не забывать, что кризис возник не по вине профсоюзов. Обеспечить людей работой и достойной зарплатой – основная задача власти и работодателей. И политика профсоюзов, как стороны социального партнерства, представляющей интересы наемных работников, будет меняться в зависимости от умения социальных партнеров решить эту непростую в условиях кризиса задачу.
-В последнее время часто озвучивается мнение, что профсоюзы переживают упадок. Не считаете ли Вы, что кризис дает шанс профсоюзам вновь заявить о себе как о мощном инструменте защиты прав трудящихся?
-В первую очередь, кризис дает шанс власти и работодателям заняться серьезно инновационными программами, используя в полной степени трудовой потенциал. Что касается упадка в профсоюзах – это слово профсоюзам не подходит. На протяжении 100 лет профсоюзы работали в разных социально-политических условиях, но никогда не отрывались от трудовых коллективов. То, что профсоюзы инициировали рост оплаты труда в нашей области, минимального размера оплаты труда в целом по России, увеличения пособия по безработице, добились привлечения прокуратуры к контролю за соблюдением Трудового кодекса – это говорит не об упадке, а о силе профобъединений.
Кризис станет и для профсоюзов проверкой на прочность. Не исключено, что в этих условиях некоторая часть данных организаций может развалиться, но в большинстве своем профсоюзные организации должны укрепиться, набрать новую силу, завоевать доверие людей. И этому примеры уже есть. В условиях кризиса многие работники, ранее бывшие ярыми противниками профсоюзов, пишут заявление о вступлении в профсоюз.
-Могут ли профсоюзы реально предотвратить массовые сокращения на предприятиях области?
-Изучение финансово-экономической ситуации, складывающейся на предприятиях, информирование об этом вышестоящих хозяйственных организаций, органов власти и требование принять меры могут сыграть весомую роль в предотвращении массовых сокращений. Взять для примера завод «Контакт». Благодаря грамотным действиям профсоюзного комитета, обнародованию информации о предстоящем сокращении 30 % персонала перед властью удалось снизить первоначальные планы по сокращению с 1500 до 313 человек.
-В случае возникновения на предприятиях области серьезных трудовых конфликтов, какой будет позиция профсоюзов в смысле соблюдения баланса интересов работодателя и работников?
-Это зависит от ситуации, от заключенного коллективного договора, от возможностей собственника, от позиции первичной профсоюзной организации. Есть комиссии по трудовым спорам, которые изучают конкретные проблемы и возможности, принимают решения. Позиция профсоюзов неизменна: там , где ущемляют права трудящихся, нарушают законы, там есть и будет защита.
-За последние несколько лет в стране наблюдается тенденция появления небольших профсоюзов, независимых от Федерации Независимых Профсоюзов России, таких как на «Автовазе» или заводе «Форд» в Всеволожске. Воспринимаете эти профсоюзы как конкурентов или соратников?
-Мы открыты для всех, готовы сотрудничать со вновь созданными профсоюзами, которые принимают наш устав. С теми, кто выдвигает популистские лозунги, ничего не делая для защиты трудящихся, нам не по пути.
-Как Вы оцениваете внесенное в Госдуму предложение об упрощении процедуры забастовки? Считаете ли Вы забастовку актуальным и эффективным методом разрешения трудовых споров?
-Сразу хочу отметить, что профсоюзы всегда соблюдают российское законодательство. Современное законодательство таково, что для того чтобы организовать и провести забастовку требуется длительное время – порядка полутора месяцев. В экстремальных условиях, к которым смело можно отнести и кризис, работникам необходимо принимать решения в более короткие сроки. Поэтому мы выступаем за то, чтобы упростить процедуру забастовки, которая является эффективным, хотя и самым крайним методом борьбы.
-Считаете ли вы возможным организацию на базе областной Федерации профсоюзов профсоюзных организаций в неохваченных ранее отраслях, например в СМИ, в торговых сетях?
-Считаю это необходимым. Нет профсоюза – нет коллективного договора, в котором прописаны социальные гарантии работникам и обязанности работодателя по их выполнению. В Федерации профсоюзов области есть областная организация профсоюза «Торговое Единство», в которую могут обратиться люди, работающие в сфере малого и среднего бизнеса. Работники СМИ могут обратиться в областную организация Профсоюза работников культуры.
Профсоюз мешает только зарвавшемуся собственнику, который, нарушая закон, привык себя чувствовать безнаказанным. Для наемного работника он необходим.
Сергей Вилков
«Профсоюз мешает только зарвавшемуся собственнику»
Во всем цивилизованном мире профсоюзы считаются наиболее эффективным механизмом улаживания социальных противоречий. В советское время в нашей стране они оставались лишь косметическим придатком командно-административной системы. Но сейчас профсоюзам бросают новый вызов. Ситуация экономического кризиса придает проблеме особую остроту. О своем видении развития профессиональных объединений в XXI веке и многом другом рассказал председатель Федерации профсоюзов Саратовской области Михаил Ткаченко. -Михаил Викторович, финансовый кризис обостряет трудовые отношения на многих предприятиях. Как будет меняться в связи с этим политика профсоюзов? -В условиях кризиса на первый план выходит одно из основных направлений профсоюзной деятельности – строгий контроль за выполнением трудового законодательства при увольнениях, сокращениях работников, оплате труда. Профсоюзы должны принимать меры по улучшению законодательства для разрешения тех вопросов, которые возникают в связи с кризисом. И это уже делается. В частности, внесены изменения в закон о занятости. Федерацией независимых профсоюзов России совместно с депутатами Госдумы разработаны поправки в Гражданский кодекс и законодательство о банкротстве. Их суть в том, что в случае банкротства в первую очередь должны гаситься долги по зарплате (сейчас заработная плата – это выплата третьей очереди), а уж после этого производиться все остальные платежи, включая налоговые. Еще одно направление, которое требуется усилить, – это информирование всех членов профсоюзов о том, как действовать в условиях кризиса, как правильно использовать трудовое законодательство. Сильной стороной профсоюзов во все времена являлось оказание бесплатной юридической помощи каждому своему члену. В условиях кризиса это направление нашей работы является востребованным. И давайте не забывать, что кризис возник не по вине профсоюзов. Обеспечить людей работой и достойной зарплатой – основная задача власти и работодателей. И политика профсоюзов, как стороны социального партнерства, представляющей интересы наемных работников, будет меняться в зависимости от умения социальных партнеров решить эту непростую в условиях кризиса задачу. -В последнее время часто озвучивается мнение, что профсоюзы переживают упадок. Не считаете ли Вы, что кризис дает шанс профсоюзам вновь заявить о себе как о мощном инструменте защиты прав трудящихся? -В первую очередь, кризис дает шанс власти и работодателям заняться серьезно инновационными программами, используя в полной степени трудовой потенциал. Что касается упадка в профсоюзах – это слово профсоюзам не подходит. На протяжении 100 лет профсоюзы работали в разных социально-политических условиях, но никогда не отрывались от трудовых коллективов. То, что профсоюзы инициировали рост оплаты труда в нашей области, минимального размера оплаты труда в целом по России, увеличения пособия по безработице, добились привлечения прокуратуры к контролю за соблюдением Трудового кодекса – это говорит не об упадке, а о силе профобъединений. Кризис станет и для профсоюзов проверкой на прочность. Не исключено, что в этих условиях некоторая часть данных организаций может развалиться, но в большинстве своем профсоюзные организации должны укрепиться, набрать новую силу, завоевать доверие людей. И этому примеры уже есть. В условиях кризиса многие работники, ранее бывшие ярыми противниками профсоюзов, пишут заявление о вступлении в профсоюз. -Могут ли профсоюзы реально предотвратить массовые сокращения на предприятиях области? -Изучение финансово-экономической ситуации, складывающейся на предприятиях, информирование об этом вышестоящих хозяйственных организаций, органов власти и требование принять меры могут сыграть весомую роль в предотвращении массовых сокращений. Взять для примера завод «Контакт». Благодаря грамотным действиям профсоюзного комитета, обнародованию информации о предстоящем сокращении 30 % персонала перед властью удалось снизить первоначальные планы по сокращению с 1500 до 313 человек. -В случае возникновения на предприятиях области серьезных трудовых конфликтов, какой будет позиция профсоюзов в смысле соблюдения баланса интересов работодателя и работников? -Это зависит от ситуации, от заключенного коллективного договора, от возможностей собственника, от позиции первичной профсоюзной организации. Есть комиссии по трудовым спорам, которые изучают конкретные проблемы и возможности, принимают решения. Позиция профсоюзов неизменна: там , где ущемляют права трудящихся, нарушают законы, там есть и будет защита. -За последние несколько лет в стране наблюдается тенденция появления небольших профсоюзов, независимых от Федерации Независимых Профсоюзов России, таких как на «Автовазе» или заводе «Форд» в Всеволожске. Воспринимаете эти профсоюзы как конкурентов или соратников? -Мы открыты для всех, готовы сотрудничать со вновь созданными профсоюзами, которые принимают наш устав. С теми, кто выдвигает популистские лозунги, ничего не делая для защиты трудящихся, нам не по пути. -Как Вы оцениваете внесенное в Госдуму предложение об упрощении процедуры забастовки? Считаете ли Вы забастовку актуальным и эффективным методом разрешения трудовых споров? -Сразу хочу отметить, что профсоюзы всегда соблюдают российское законодательство. Современное законодательство таково, что для того чтобы организовать и провести забастовку требуется длительное время – порядка полутора месяцев. В экстремальных условиях, к которым смело можно отнести и кризис, работникам необходимо принимать решения в более короткие сроки. Поэтому мы выступаем за то, чтобы упростить процедуру забастовки, которая является эффективным, хотя и самым крайним методом борьбы. -Считаете ли вы возможным организацию на базе областной Федерации профсоюзов профсоюзных организаций в неохваченных ранее отраслях, например в СМИ, в торговых сетях? -Считаю это необходимым. Нет профсоюза – нет коллективного договора, в котором прописаны социальные гарантии работникам и обязанности работодателя по их выполнению. В Федерации профсоюзов области есть областная организация профсоюза «Торговое Единство», в которую могут обратиться люди, работающие в сфере малого и среднего бизнеса. Работники СМИ могут обратиться в областную организация Профсоюза работников культуры. Сергей Вилков |
НСОТ: надежды работников учреждений культуры не оправданы
О введении новой системы оплаты труда в бюджетных учреждениях культуры и действиях профсоюза на этапе реформирования заработной платы шла речь на IV Пленуме Саратовского обкома профсоюза работников культуры, прошедшем 25 февраля 2009 г.
Мнение абсолютного большинства присутствующих – введение новых систем оплаты труда не оправдало надежд работников учреждений культуры, которые, в первую очередь, возлагались на существенное увеличение заработной платы.
По словам Веры Дмитриевой, председателя областной организации профсоюза работников культуры, в процессе работы над НСОТ обкому профсоюза совместно с другими профсоюзами бюджетной сферы удалось отстоять ряд позиций, не допустить ухудшения существующих условий труда. Например, полностью сохранены размеры доплат за работу в ночное время в организациях культуры в размере 35 процентов. По инициативе областного комитета профсоюза в областном Положении об оплате труда сохранена уменьшенная норма часов рабочего времени за ставку заработной платы для руководителей клубных формирований и аккомпаниаторов. По итогам переговоров с правительством области по проблеме оптимизации численности бюджетных учреждений уменьшено контрольное задание по сокращению персонала с 10 до 5 процентов. В ряде районов области после требований обкома профсоюза отменены приказы «о возможном сокращении работников», принятые с нарушениями трудового законодательства. К слову, данными приказами были предупреждены о возможном увольнении почти 700 работников культуры.
Однако по ряду принципиальных вопросов договоренности с властью достигнуты не были. В частности, по вопросу оплаты труда.
Областной комитет дал отрицательное заключение на проект Положения об оплате труда работников государственных учреждений культуры и направил письмо губернатору Саратовской области П.Л. Ипатову о проблемах отрасли культуры в связи с переходом на НСОТ. В нем обращалось внимание на тот факт, что в отрасли культуры вновь установлена самая низкая заработная плата среди работников бюджетной сферы. По мнению обкома профсоюза, данный нормативный акт изначально не позволяет решить задачи, поставленные реформой. Он направлен в первую очередь на более высокое повышение заработной платы самых низкооплачиваемых работников учреждений культуры, проблема достойной оценки труда специалистов остается нерешенной. 40 процентов ставок должностных окладов специалистов и 100 процентов окладов рабочих и высококвалифицированных рабочих заложены ниже МРОТ, что непременно приведет к направлению большей части стимулирующего фонда на доплаты до МРОТ. В итоге именно это и произошло. Например, в Балаково в 5 учреждениях культуры 63% работников, как видно из начисленной заработной платы за январь, получают зарплату на уровне МРОТ, а средняя зарплата составила 5345 рублей. Как выжить на такую зарплату на фоне роста стоимости коммунальных услуг, цен на продукты питания и лекарства – вопрос не из простых.
По непонятным причинам неоправданно затянулось принятие Положений об оплате труда в муниципальных районах. На 15 февраля во многих учреждениях не были утверждены Положения и заключены дополнительные соглашения с работниками.
Самый трудный вопрос – ресурсное обеспечение. Отрасль по-прежнему финансируется по остаточному принципу, и финансовое обеспечение реформы явно недостаточно. Особенно настораживает тот факт, что единых подходов к финансированию не сложилось, об этом свидетельствует разная финансовая ситуация в разных районах области. Особую озабоченность вызывают районы, где в последние годы не хватало финансирования на оплату труда. А контрольные показатели на 2009 год были заложены без учета этих недостающих средств. В результате при переходе на НСОТ средств не хватает даже на обязательные выплаты. В Екатериновском районе, например, эта сумма составила 7 млн. руб.
В ряде районов средства изыскивают за счет оптимизации численности, но проблема заключается в том, что высвобождаемые средства направляются не на стимулирующие выплаты, как это предусмотрено целями реформы, а на обеспечение обязательных выплат. Например, в Калининском районе сократили 20 рабочих мест, 70 человек перевели на неполный рабочий день день – и это только для того, чтобы обеспечить обязательные выплаты.
Реформирование системы оплаты труда проводится во многом с опорой на внутренние резервы: с 1 января этого года в отрасли культуры сокращено 630 рабочих мест, уволено 44 человека, на неполный рабочий день переведено 396 человек, из них 82 – на 0,25 ставки. По словам председателя областной организации культуры, это очень своеобразная борьба с бедностью.
Возникают проблемы со своевременной выплатой заработной платы. На 22 января задолженность по заработной плате в ряде районов Саратовской области составила почти 5,7 млн. руб., есть случаи, когда она выплачивается 1 раз в месяц, что является нарушением трудового законодательства.
Участники пленума поделились своими впечатлениями от введения НСОТ в муниципальных районах Саратовской области. Все отметили, что у большинства специалистов муниципальных учреждений культуры заработная плата выросла незначительно. Значительная часть стимулирующего фонда, составляющего для работников культуры 20%, направляется на гарантированные выплаты с целью обеспечения МРОТ, в результате у работников нет никакого стимула для повышения качества своей работы.
В целом рост средней заработной платы в основной массе муниципальных учреждений незначителен и составляет у специалистов всего 200-600 рублей, при этом дифференциация в оплате труда сведена к минимуму и составляет в основном 80-200 рублей.
По мнению участников пленума, введение стимулирующей выплаты за стаж (рассмотрение вопроса намечено на 2010 год) позволило бы обеспечить рост заработной платы большинству работников учреждений культуры.
О том, что не все складывается удачно в ведении НСОТ в учреждениях культуры, подтвердила и присутствовавшая на заседании заместитель министра занятости, труда и миграции Саратовской области, председатель комитета по труду Ольга Якушева. Она, в частности, признала, что «в культуре той цели, которую изначально ставили, достичь не удалось». По ее словам, причина этого в изначально низком фонде оплаты труда. Ее довод, что повышение заработной платы пусть смешное в рублевом выражении, зато в процентах составляющее порядка 40 % по сравнению с 2008 годом, вряд ли утешил присутствующих.
По итогам заседания Пленум постановил, что приоритетной задачей для профсоюза является существенный рост заработной платы работников культуры. Для это осталось «всего-навсего» добиться выделения дополнительных бюджетных ассигнований для повышения должностных окладов специалистов отраслей культуры и спорта, введения стимулирующей выплаты за стаж. Проблему обком профсоюза собирается обозначить на областной трехсторонней комиссии, где будут рассматриваться первые итоги введения НСОТ на территории области. Ее планируется провести в мае 2009 г.
Е. Григорьева, пресс-центр Федерации профсоюзов Саратовской области
Выступление председателя Федерации профсоюзных организаций Саратовской области на заседании Совета Федерации 12 февраля 2009 г.
Профсоюзы как и все российское общество обеспокоены не простой ситуацией в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. Его последствия уже ощутили все субъекты Российской Федерации.
Перед профсоюзами стоит вопрос: какова должна быть наша позиция в преодолении кризиса с меньшими издержками. Главное - сохранить трудовые коллективы, социальные гарантии, не допустить снижения жизненного уровня трудящихся в регионе.
Сейчас никто не может точно предсказать, когда закончится кризис. Абсолютно прав В.В. Путин, заявивший в Давосе, что мы еще далеки от по-нимания подлинных его масштабов. В России в любом случае он не закончится раньше, чем в других странах.
Выступая недавно в Государстве6нной Думе на «правительственном часе», первый вице-премьер России Игорь Шувалов сообщил, что ситуация в экономике страны будет «достаточно жесткой», мировой кризис продлится года три, а текущий год станет самым сложным. Ему вторит вице-премьер Алексей Кудрин, оценивший рост российского ВВП в 2009 году близким к нулевой отметке. Он призвал готовиться к дальнейшему снижению экономического роста.
Судя по всему, возвращаться к сегодняшней повестке дня нам придется еще не раз.
Во всем мире ищут способы преодоления глобального кризиса. Проходят саммиты, форумы, правительствами направляются беспрецедентные объемы средств на спасение своих экономик. В нашей стране на реализацию антикризисных мер Правительством зарезервировано 10 трлн. рублей за счет федерального бюджета, центрального банка, резервных фондов. Для сравнения - объем расходов федерального бюджета на 2009 год определен в размере 9,0 трлн. рублей, ВВП - 51,5 трлн. рублей.
Но пока мы не видим, чтобы эти деньги дошли до реального сектора экономики. Это вызывает недовольство в обществе. Настроения россиян с развитием кризиса становятся все более пессимистичными. По опросам Все-российского центрального института общественного мнения, сейчас 43 про-цента граждан оценивают ситуацию в российской экономике как критиче-скую, в декабре таких людей было 34 процента.
Для нас одной из главных остается задача сохранения социального мира, как основы скорейшего выхода из кризиса.
В экономической плоскости кризис проявляется в падении экономиче-ской активности, снижении объемов производства, уменьшении инвестиций, сокращении внешнеторгового оборота, ухудшении состояния взаиморасчетов, падении фондовых индексов, в недоступности кредитных ресурсов.
Все это мы наблюдали с осени прошлого года.
В целом по Российской Федерации в декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года индекс промышленного производства, грузооборот транспорта, экспорт товаров снизились на 10 и более процентов. В нашей области грузооборот снизился даже на 20 процентов, падение объемов промышленности и поставки товаров на экспорт составило 6-8 процентов.
Из 14 подотраслей промышленности области, которые отслеживаются статистикой, только в трех положение лучше, чем в целом по России.
Ухудшение дел в экономике привело к негативным последствиям в со-циально-трудовой сфере.
В ноябре 2008 года (свежее цифр нет) число рабочих мест в нашей области составило 749 тысяч — это почти на 2 процента меньше, чем на аналогичный период 2007 года.
Снижение числа официально зарегистрированных безработных, которое наблюдалось на протяжении последних лет, с ноября прошлого года сменилось тенденцией роста. Если в октябре прошлого года в области было 15,5 тыс. безработных то сейчас (на конец января) — уже 21,7 тысячи чел.
Прирост числа безработных идет по нарастающей траектории. В ноябре он составил 0,6 процента, в декабре — 15,5 процента, в январе - подскочил до 20,2 процентов.
Правительство России вынуждено корректировать прогноз по безработице. В бюджет страны деньги были заложены на 1,6 млн. безработных. Новый расчет ведется на 2,2 млн. чел. в среднегодовом исчислении, к концу года безработных может быть больше.
В сложном положении оказались и работодатели. От предприятий сейчас требуется и оптимизация производства, и поиск ресурсов для развития, и соблюдение социальных обязательств перед работниками - и все это одновременно, да еще в условиях снижения спроса, отсутствия кредитования.
На ряде предприятий в этих условиях выход нашли в сокращении персонала.
По данным Минтруда области в 1 квартале 2009 года предприятия планируют высвободить около 7 тыс. человек. Наиболее значительные высвобождения - от 8 до 15% персонала - планируются на ряде крупных предприятий г. Саратова - ОАО «Саратовский подшипниковый завод», ОАО «НПП «Контакт». ОАО «Балаковорезинотехника» пока заявило о сокращении до 5% персонала.
В ОАО «Строймаш» г. Саратов и ОАО «Энергокомплекс» г. Балаково, где в штате осталось по 180-200 человек, предполагается еще сократить 25-30% работников.
По данным нашего профсоюзного мониторинга на конец января т.г. по ряду предприятий реального сектора экономики, где действуют профсоюзы и где работает свыше 25 тыс. человек, предполагается сократить свыше 2 тыс. чел., это около 8 процентов работников. В ряде случаев издание приказов о сокращении используется как инструмент запугивания и психологического давления на работников. Иначе как можно расценивать приказы о сокращении персонала, которые потом отменяют.
В целом по Российской Федерации долги по зарплате отмечались все месяцы и на начало января т.г. составили 4,7 млрд. рублей, увеличившись против января 2007 года в 1,8 раза. Основной прирост пришелся на октябрь-ноябрь прошлого года.
В нашей области по официальной статистике с сентября начали фиксироваться долги по зарплате и на 1 января т.г. они составили 12 млн. руб. Сегодня называют цифру 30 млн. руб. По статистике число работников, перед которыми имеются задолженность, составляет 1274 человека. Но фактически цифра больше.
Хочется напомнить, что в рамках подписанного 3-х стороннего соглашения в области совместно с властью и работодателями профсоюзы так же несут долю ответственности по этим негативным фактам.
При проведении мероприятий по сокращению работников незаменима роль профкомов в обеспечении законности этих процедур. Примером грамотной работы по этому вопросу может служить профсоюзный комитет ОАО «НПП «Контакт». Здесь в связи с сокращением при профкоме и цехкомах созданы специальные комиссии, установлены дни приема. Задачи этих комиссий - защитить товарищей по профсоюзу. Кандидатуры на сокращение членов профсоюза рассматриваются за 3 недели до увольнения на цехкомовской комиссии с приглашением руководства цеха в присутствии работника. За две недели до увольнения вопрос рассматривается на профкоме. Если работник не настаивает на личном присутствии на заседании профкома, где будет рассматриваться его кандидатура, он пишет об этом заявление.
В ходе работы комиссий проверяется, имеет ли работник, при равной квалификации и производительности, преимущественное право оставления на работе, рассматриваются и обсуждаются другие обстоятельства, влияющие на решение профкома о согласии на увольнение. Проверяется, была ли предоставлена возможность занять вакантные места на своем предприятии тем работникам, которых предполагают уволить, при этом о членах профсоюза комитет ходатайствует в первую очередь.
Профком не стал замалчивать информацию о намерении администра-ции сократить 30 процентов персонала и, воспользовавшись трибуной Совета Федерации профорганизаций области, обозначил эту проблему перед Губернатором области, присутствовавшим на заседании. Работница завода во время телевизионного общения В.В.Путина со страной сумела обозначить проблему сокращения на родном заводе на всю Россию. В итоге сейчас на заводе первоначальные планы по сокращению снижены с 1500 до 313 человек.
В то же время некоторые профсоюзные комитеты недостаточно ис-пользуют право на участие в управлении организацией в форме учета мнения при принятии работодателем локальных нормативных актов, а также при расторжении трудовых договоров с работниками по сокращению штата. Так, в ОАО «Саратовнефтегеофизика» на 29 января 2009 года уволено по сокращению штата 21 работник, намечено к увольнению по этому основанию еще 10 человек. В ходе проверки этого предприятия в январе текущего года было установлено, что работодатель письменно обращался в профком с предложением представить мотивированное мнение о расторжении трудовых договоров с работниками по сокращению штата, однако это обращение не было рассмотрено.
В 2008 году правовыми инспекторами труда Федерации было проверено 30 предприятий и организаций различных отраслей, и практически во всех были отмечены нарушения порядка учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов. Это свидетельствует о недооценке отдельными профсоюзными комитетами своей роли в представительстве и защите трудовых прав работников.
Основным направлением действий работодателей по минимизации из-держек кризиса является введение неполной занятости. В целом по России суммарная численность работников, находящихся в режиме неполного рабочего времени, простоях, административных отпусках составляет 673 тысячи чел., в нашей области - 30 тысяч чел. Масштабы этого явления увеличиваются. За вторую половину января число вышеназванных работников возросло по стране в полтора раза.
В нашей области в режиме 3-4 дневной недели работают ОАО «ЦНИИИА», ОАО «Роберт Бош Саратов», ОАО «Саратовдизельаппарат», ряд других предприятий. В ООО «Сигнал» (г. Энгельс) в январе применялся 5-часовой рабочий день, с февраля перешли на 7 часов. В ОАО «Волгодизельаппарат» рабочие трудятся по 6 часов в день, ИТР – 4 часа.
Профкому ОАО "Волжский дизель им. Маминых" после трехдневных переговоров удалось убедить администрацию вместо массовых высвобождений (более 300 человек) ввести трехдневку и сохранить трудовой коллектив. Сейчас предприятие работает четыре дня в неделю.
Рассматривая проекты приказов о неполном рабочем времени, вводи-мом как мера предотвращения массового высвобождения (по 74 статье Трудового кодекса), профкомам следует руководствоваться общей нормой кодекса о том, что об изменении существенных условий трудового договора работник должен быть извещен за два месяца.
На некоторых предприятиях профкомам удалось добиться оплаты простоя в размере 2/3 средней зарплаты. Это ОАО «Балаковорезинотехника», ОАО «Балаковский завод запасных деталей» и ряде других.
В простоях с оплатой 2/3 тарифной ставки находится часть работников ООО «Краснокутский электромеханический завод», ОАО «Строймаш», ОАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ», ОАО «Саратовский подшипниковый завод», ЗАО «Тяжелые зуборезные станки». В ОАО "Балтекс" за работников, находящихся в простое с оплатой 2/3 тарифа, администрация оплачивает коммунальные услуги. Это предприятие с февраля полностью остановилось.
Оплата простоя в размере 2/3 тарифа не соответствует принципиальной позиции профсоюзов. Председатель ФНПР М.В. Шмаков неоднократно говорил о необходимости сохранения 2/3 средней зарплаты. Такая же позиция у Рострудинспекции.
При рассмотрении проектов приказов о простоях, о неполном времени очень важно, чтобы на заседания профкомов приглашались первые лица от администрации, чтобы была представлена информация об экономическом положении предприятий, о мерах администрации по стабилизации обстановки. Необходимо просчитывать отдаленные последствия принимаемых решений.
Например, надо помнить, что на работах по спискам № 1 и № 2 неполный рабочий день в льготный стаж для назначения пенсии не включается, в то время как при работе по 3-4 дня с полным рабочим днем льготный стаж будет исчисляться пропорционально рабочему времени.
Отпуска без сохранения зарплаты не приведут к уменьшению среднего дневного заработка для отпуска, но сместят начало рабочего года.
При неполной неделе все будет наоборот - отпускные уменьшатся, начало рабочего года не изменится.
После принятия тяжелых решений профкому следует встречаться с коллективом с целью разъяснения мотивов, по которым профсоюз согласился с тем или иным приказом.
Необходимо, чтобы с работниками вели разговоры руководители предприятий, честно информировали людей, советовались с ними, вырабатывали совместные компромиссные меры.
Особняком в вопросах неполной занятости стоят так называемые административные отпуска, на которые в целом по стране приходится 12 процентов потерь рабочего времени, а по существу, заработной платы работников. В начале февраля в нашей области 34,4 тыс. работников, находились в режиме неполной занятости. В административных отпусках было 1828 человек.
Гигантские масштабы такой практики вынудили Минтруд России в средине 90-х годов выступить с официальным разъяснением (разъяснение Минтруда РФ от 27 июня 1996 г. N 6), что в трудовом законодательстве такого понятия нет, есть простой по вине работодателя. Нам надо в полной мере использовать этот документ в своей практической работе, он не потерял ни актуальности, ни правовой силы.
В условиях кризиса очень важна принципиальная позиция, которая заявлена Президентом страны Д.А. Медведевым в ежегодном послании Федеральному собранию. Она проходит красной нитью в его последующих выступлениях о том, что государство и в этот непростой период будет выполнять социальные обязательства в полном объеме. Правительством России принимаются определенные меры по реализации этой позиции.
По итогам обсуждения на Российской трехсторонней комиссии Правительством страны принято решение об увеличении максимального пособия по безработице, а также об уменьшении квоты на привлечение иностранной рабочей силы в 2009 году.
Внесены поправки в закон «О занятости населения в Российской Федерации», восстановившие право граждан, уволившихся по собственному желанию, на определение пособия по безработице в процентах от утраченного заработка, но не свыше 4900 рублей (ранее - не более 1275 руб.).
Принято постановление № 1089 от 31 декабря 2008 года, предусматривающее разработку дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда. На их финансирование по стране выделяется 43,7 млрд. рублей.
Профсоюзные структуры всех уровней принимают меры по защите интересов людей труда в условиях кризиса.
В ноябре 2008 г. на встрече лидеров мирового профсоюзного движения была принята Вашингтонская декларация глобальных профсоюзов. Это программный документ, определяющий основные направления действий и требований профсоюзов к своим правительствам в условиях мирового финансового кризиса.
19 ноября 2008 г. Генеральный Совет ФНПР одобрил этот доку-мент и на своем заседании определил дальнейшие действия профсоюзов в условиях мирового финансового кризиса. В частности, отмечалось, что «тяжелые времена разумнее переживать вместе. Решение возникающих проблем невозможно без участия представителей трудящихся, профсоюзной солидарности в обеспечении прав людей на достойный труд».
По инициативе профсоюзов председатель ФНПР М.В.Шмаков в январе 2009 г. встречался с Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым. В результате этой встречи Президентом принято решение об усилении роли прокуратуры в надзоре за исполнением трудового законодательства.
По договоренности Председателя ФНПР и Председателя Прави-тельства России В.В.Путина представители профсоюзов вошли в состав правительственной антикризисной комиссии.
При Правительстве Саратовской области создан областной оперативный штаб по стабилизации социально-экономического положения в области в связи с финансовым кризисом. По предложению нашего профобъединения в состав штаба вошел председатель Федерации.
Руководители областных организаций профсоюзов включены в различные комиссии, занимающиеся решением проблем, связанных с экономическим кризисом, принимают участие в «круглых столах» областной Думы.
Положения на предприятиях обсуждаются еженедельно на совещаниях в профобъединении с участием представителей Союза работодателей, правящей партии.
13 января т.г. в Федерации профсоюзных организаций состоялся «круглый стол» на тему: «Основные направления действий профсоюзных организаций в условиях экономического кризиса». В результате обсуждения были выработаны соответствующие рекомендации и направлены в профсоюзные организации.
Однако особенно возмущает людей бесконечное увеличение тарифов на товары естественных монополистов. Принятые ранее решения об ускоренной индексации тарифов естественных монополий являются существенным фактором роста цен. Такой ускоренной индексации тарифов естественных монополий нет ни в одной развитой стране. Аргумент, что необходимо выйти на мировые цены, чтобы заставить заниматься ресурсосбережением, на фоне нежелания властей довести зарплату до уровня цивилизованных стран выглядит крайне неубедительным.
Несмотря на кризис, графики пересмотра тарифов на электроэнергию остались неизменными. В нашей области тариф на электроэнергию для населения возрос на 23 процента. Стоимость тепловой энергии Волжской территориальной генерирующей компании возросла с 1 января т.г. для саратовцев на 21 процент, для жителей Энгельса - на 15%. Декабрьские требования Правительства России о более гибкой тарифной политике практически проигнорированы, поскольку против первоначальных планов рост тарифов уменьшен всего на один процентный пункт.
В связи с кризисом Правительство России поставило задачу снизить среднегодовой рост тарифов на газ с 25 до 16,3 процентов. В нашей области она тоже не выполнена.
На фоне того, что прибыль по отрасли «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» за 11 месяцев прошлого года увеличилась в 5,4 раза, такая политика нам непонятна.
Жители г. Саратова не могут противостоять произволу управляющих компаний по корректировкам на оплату коммунальных услуг. Выставляются счета по корректировкам за 2007 год. Имеют место факты предъявления корректировок за электроснабжение мест общего пользования, хотя эта услуга является жилищной и корректировке вообще не подлежит.
В конце января т.г. в адрес Президента Российской Федерации, Председателя Правительства России направлено Обращение о временном замораживании цен на энергоресурсы и услуги ЖКХ, подписанное всеми руководителями областных организаций профсоюзов. Об этом прошла информация по областному радио.
Нынешний кризис - серьезнейшее испытание и для профсоюзов. Мы, как всегда, между молотом и наковальней. От того, как мы сумеем защитить членов профсоюза, зависит наше будущее. Не сумеем этого сделать - люди от нас отвернутся.
Приоритетными задачами сейчас становятся:
- контроль соблюдения трудового законодательства по вопросам увольнения, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения зарплаты, оплаты времени простоя, своевременности выплаты зарплаты, выплаты выходного пособия, правильности исчисления среднего заработка, в первую очередь у высвобождаемых работников;
- соблюдение обязательств по уровню зарплаты, сохранение и ин-дексация существующих размеров тарифных ставок и окладов, недопущение снижения доплат, надбавок и стимулирующих выплат;
- выполнение коллективных договоров, сохранение существующих гарантий работникам при перезаключении коллективных договоров, дополнении их гарантиями занятости для социально уязвимых категорий работников, принятие мер по своевременному информированию работников о перспективах работы предприятий, поддержание конструктивных отношений с работодателями;
- сохранение трудовых коллективов и первичных профсоюзных организаций, участие в активных мерах на рынке труда, осуществляемых работодателями совместно со службами занятости.
Скоро начнется подведение итогов выполнения коллективных договоров, в ряде организаций предстоит их перезаключение. В ходе этой работы нельзя допустить отмены или снижения имеющихся социальных гарантий, усилить гарантии занятости, вести работу гласно, информируя работников о ходе переговоров. Если коллективный договор хороший, предпочтительнее его пролонгировать. Для выяснения перспектив предприятия нужно по максимуму использовать статью 37 Трудового кодекса об обязанности сторон предоставлять имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения переговоров.
Уже имеются случаи, когда отдельные работодатели предлагают профкомам перенести сроки реализации обязательств коллективных договоров по индексации заработной платы в связи с экономическим кризисом с 2009 на 2010 год. В этой связи заслуживает внимания и поддержки позиция профсоюзного комитета ООО ЭПО «Сигнал», который, учитывая растущую инфляцию при неполной рабочей неделе, не поддержал такое предложение администрации предприятия.
Если подвести некоторые итоги действий профсоюзов, то можно ска-зать следующее: несмотря на негативные экономические процессы, происходящие в экономике страны, профсоюзные организации должны руководствоваться трудовым законодательством, следовать принципам социального партнерства, и обеспечивать интересы работников в договорном регулировании трудовых отношений.
Выражаю уверенность, что опыт, который мы приобрели в области, наши трехсторонние соглашения, соглашения на уровне муниципальных образований и в разрезе отраслей, постоянные контакты с правительством области, министерствами, областной Думой, работодателями и правящей партией, прокуратурой помогут нам справиться с непростыми задачами.
- Новостная лента
- Профсоюз помог
- Новости первичных профсоюзных организаций