Программа "За справедливую экономику!"

 

Программа Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России»
«За справедливую экономику!»
(Принято 04 апреля 2024 года)


Глобальные вызовы и текущая ситуация

В 2022 году российская экономика столкнулась с рядом глобальных вызовов, определивших принципиально новые условия социально- экономического развития страны.

Экономические санкции, введённые против России, включали ограничения на импорт и экспорт, «уход» транснациональных компаний и прекращение иностранных инвестиций, ограничение доступа российских производителей к глобальным финансовым системам и цифровым технологиям.

Все эти меры были призваны ухудшить экономическую ситуацию в нашей стране, затормозить развитие и снизить влияние России на мировой арене. В течение первых месяцев глобального противостояния действительно наблюдался спад производства, рост безработицы и инфляции, товарный дефицит.

Однако негативные последствия экономических санкций удалось предотвратить за счёт мобилизации внутренних резервов экономики, жёсткого контроля за ростом тарифов и потребительских цен, переориентации на развитие отечественного производства, перестройки логистических цепочек, укрепления торговых связей с новыми глобальными партнёрами.

Освобождение России от навязанных ВТО «правил» внешней торговли, новая стратегия формирования технологического суверенитета, государственные инвестиции и поддержка российских производителей создали условия для обеспечения продовольственной и товарной независимости страны.

Были приняты меры по поддержке отечественного производства в сфере информационных технологий, авиа- и автомобилестроении, производстве промышленного оборудования, микроэлектроники, фармацевтическом производстве. Проведение специальной военной операции потребовало обеспечить бесперебойную работу оборонно- промышленных предприятий.

Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию на рынке труда и снизить уровень безработицы до исторического минимума – 3 процентов рабочей силы. Однако для реализации приоритетных задач по формированию технологического суверенитета требуются квалифицированные кадры в сфере производства, которых на рынке труда недостаточно. Нехватка квалифицированных кадров усугубляется расширением самозанятости, платформенной занятости и практики аутстаффинга, которые «перетягивают» трудовые ресурсы в сферу торговли и услуг. При этом остаются актуальными хронические проблемы рынка труда «депрессивных» регионов: очаги «застойной безработицы» и высокий уровень неформальной занятости.
Социальная политика государства должна быть направлена на повышение уровня жизни населения и сокращение бедности. Несмотря на то, что принимаются беспрецедентные меры по поддержке семей с детьми, сохраняется проблема низкого уровня заработной платы, особенно в бюджетной сфере, а также межрегиональной дифференциации по оплате труда.

В этих условиях профсоюзы ставят своей основной задачей добиваться реализации задач, поставленных в Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации до 2030 года, в том числе формирования справедливой экономики, основанной на достойном уровне оплаты труда для каждого работника, равных гарантиях в сфере труда для всех трудящихся независимо от формы занятости, на реальном применении принципов социального партнёрства при принятии управленческих решений.

Профсоюзный взгляд на будущее России

По мнению ФНПР, будущее России – это общество, где все граждане сотрудничают для достижения общих целей и благ, где каждый имеет возможность работать и развиваться как личность, пользоваться экономической свободой и получать защиту от бедности и безработицы. В таком обществе гарантированы права на достойную жизнь для всех людей, независимо от их пола, возраста, состояния здоровья, национальности, семейного и социального положения, религиозных и политических убеждений.

Современная экономика, основанная на принципах рыночного хозяйства, строится на взаимодействии труда и капитала, работника и работодателя. Их цель — производство товаров и услуг, эффективность и безопасность производства, поддержание устойчивого потребительского спроса.
Однако некоторые интересы противоречат друг другу. Работодатели стремятся увеличить прибыль, что может привести к снижению зарплаты, сокращению рабочих мест, игнорированию норм безопасности и социальных гарантий.

В этом противостоянии силы работника и работодателя изначально не равны. На стороне работодателя – власть на производстве, деньги, право собственника. Единственный способ уравнять свои возможности — объединиться, создать профсоюзы, проявить солидарность и взаимопомощь. Профсоюзы — это организации, представляющие интересы работников. Чем выше уровень единства профсоюзов, тем эффективнее их борьба за права работников.

Сегодня профсоюзы объединяют почти 20 миллионов человек по всей стране. В авангарде профсоюзного движения России более 30 лет стоит ФНПР.
Миссия Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России» – представительство и защита социально-трудовых прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов работников, их чести и достоинства.

Основой деятельности ФНПР являются Конституция Российской Федерации, духовные ценности и традиции многонационального народа России, принципы профсоюзного движения, закреплённые в российском трудовом законодательстве и законодательстве о профсоюзах.

ФНПР видит Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

ФНПР видит Россию страной, в которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью и определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всех ветвей власти.

ФНПР видит Россию страной реальной демократии, где все решения, касающиеся человека, принимаются при его непосредственном участии или при участии его законных выборных представителей. Важнейшей частью такой системы является экономическая демократия, участие работников и их представителей в принятии решений в сфере производства и распределения от каждого предприятия до страны в целом (в первую очередь через систему социального партнёрства профсоюзов, работодателей и органов государственной власти), заключение коллективных договоров и соглашений, профсоюзный контроль за их соблюдением и исполнением законов.

ФНПР видит обязанность государства в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.

ФНПР видит обязанность законодательной власти в принятии законов, расширяющих и защищающих права и свободы человека и гражданина, не допускающих их отмены или умаления.

Профсоюзы понимают справедливую экономику как сферу, где производство происходит на основе улучшающихся условий труда, а распределение прибыли строится на принципах переговоров, договоров и соглашений, которые ведут к росту реальных доходов работающих. Это означает, что достойный труд возможен тогда, когда экономическая эффективность сочетается с повышением уровня жизни, ростом заработной платы работников.

Достойный труд возможен только в справедливой экономике!

Справедливая экономика – экономика высоких заработных плат

Справедливой экономикой профсоюзы считают экономику, которая направлена на справедливое распределение доходов от совокупного произведенного труда. Прежде всего, результаты труда должны быть направлены на тех, за счёт кого они были получены – на работников.

Основным источником доходов работников является заработная плата, поэтому именно она является основным фактором экономического роста. Чем выше оплата труда, тем более объёмным является совокупный потребительский спрос, за счёт которого повышается конкурентоспособность российских компаний, а, следовательно, и растет экономика в целом.

В условиях жесточайших санкций без высокого потребительского спроса внутри страны невозможно создание современной экономики высокой добавленной стоимости.
Высокая добавленная стоимость и высокие заработные платы сигнализируют о потребности в более квалифицированных и высокопроизводительных работниках, в том числе обладающими редкими или уникальными навыками.

Экономика высоких зарплат требует нового подхода к роли человека труда, который должен быть целью и центром справедливой экономики.

Поэтому все руководители предприятий, компаний, организаций должны повышать производительность труда не за счёт экономии на издержках по оплате труда, а путем внедрения новых технологий, передовых организационных и управленческих практик, в том числе организации труда с целью улучшения качества товаров, работ и услуг.

И государство должно задавать высокий стандарт оплаты труда через повышение заработных плат в бюджетной сфере, что соответственно должно стимулировать конкуренцию в сфере заработных плат во внебюджетном секторе экономики. Необходимо прекратить порочную практику повышения заработной платы за счёт совместительства, сверхурочной работы и работы в выходные дни.

Профсоюзы считают, что государственное вмешательство, в том числе в рыночные процессы, необходимо и обосновано, когда социально-трудовые права и гарантии работников нуждаются в защите со стороны государства и нормативном регулировании.

Профсоюзы выступают за справедливое распределение ВВП и повышение доли заработной платы в нём.
Экономика высоких зарплат требует взаимоувязки программ развития отраслей промышленности и сельского хозяйства с кадровой политикой, направленной на повышение оплаты труда.

Экономика высоких зарплат должна осуществляться за счёт увеличения бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда, пенсий, пособий, социально ориентированных статей расходов.

Денежно-кредитная политика должна обеспечивать рост реального сектора экономики за счёт низкой ключевой ставки.

Налоговые поступления должны осуществляться за счёт наиболее обеспеченных слоев населения.

Достойная зарплата – каждому работнику!

Достойная заработная плата предполагает равную оплату за труд равной ценности, которая должна быть достигнута за счёт единых подходов к её установлению.

Достойная заработная плата должна обеспечивать достойный уровень жизни работника, который включает в себя полноценное питание, достойное жилье, качественную одежду и обувь, доступ к образованию, здравоохранению, духовным и культурным ценностям.

Достойная заработная плата должна позволять работнику полноценно отдыхать, заниматься спортом, организовывать свой досуг.

Достойная заработная плата реализует потребность работника содержать семью, воспитывать детей в хороших условиях жизни.

Достойная заработная плата является базой для системы социального страхования, обеспечивающей достойный уровень жизни при потере работы, рождении ребенка, утрате здоровья, выходе на пенсию и наступлении других социальных рисков.

Достойная заработная плата устанавливается на основе эффективной организации и нормировании труда, обеспечивающих нормальную интенсивность и условия труда.

Достойная заработная плата направлена на обеспечение повышения покупательной способности работников, путем опережающей индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Достойная заработная плата стимулирует к высокой организации труда; поощряет реальный вклад в эффективность деятельности организации; выплачивается своевременно и в полном объёме.

Достойная заработная плата обеспечивается путем справедливого распределения результатов труда, отвечает международному принципу равной оплаты за труд равной ценности без какой-либо дискриминации и зависит только от деловых качеств работника – его квалификации и способности выполнять сложную работу необходимого качества и в нужном количестве.

Достойная заработная плата – это справедливая заработная плата, установленная в обоснованных размерах во всех организациях любых форм собственности и дифференцируемая в зависимости от уровня квалификации работника, сложности, количества, качества выполняемой им работы. Справедливая заработная плата определяет оптимальное соотношение заработных плат низкооплачиваемых и высокооплачиваемых категорий работников.

Профсоюзы выступают за централизованное регулирование оплаты труда не только в государственном секторе экономики, но и во внебюджетной сфере.

Трудоправовые гарантии для всех трудящихся – новый формат занятости

В рамках справедливой экономики труд охраняется государством независимо от формы занятости или его организации. Все трудящиеся в Российской Федерации должны иметь равные права и гарантии в сфере труда и занятости.

Профсоюзы заявляют, что форма занятости, характер правовых отношений, в рамках которых гражданином осуществляется трудовая деятельность, способ организации труда не могут служить основанием для ограничения трудовых прав и гарантий.

Профсоюзы уверены, что самозанятость как форма индивидуального предпринимательства гражданина не может подменять трудовые отношения, возникающие между работником и работодателем. Любые правоотношения, в том числе с самозанятыми, в рамках которых осуществляется трудовая деятельность (деятельность, имеющая установленные законодательством признаки), должны автоматически признаваться трудовыми, а договоры гражданско-правового характера – переквалифицироваться в трудовые договоры с восстановлением всех прав и гарантий работника.

По мнению профсоюзов, платформенная занятость – это форма организации труда с использованием цифровых технологий. Она может применяться с учётом особенностей, установленных трудовым законодательством. На платформенных занятых должны распространяться все права и гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, законодательством о социальном, медицинском и пенсионном страховании.

Профсоюзы считают необходимым предусмотреть право на вступление в профессиональные союзы и на защиту профсоюзами социально-трудовых прав самозанятых и платформенных занятых, обеспечив реализацию права на социальное партнёрство и заключение соглашений в сфере труда.

Профсоюзы выступают за полное запрещение аутстаффинга, лизинга персонала, секондмента – любого труда работника, осуществляемого в интересах, под управлением и контролем иного лица, не являющегося работодателем.

Профсоюзы считают, что временное направление работников к другим работодателям допустимо только в том случае, если трудовой договор с основным работодателем приостанавливается, а с новым работодателем заключается срочный трудовой договор на период временного трудоустройства. При этом за работником должны сохраняться права и трудоправовые гарантии как по месту постоянной работы, так и по месту временного трудоустройства, в том числе предусмотренные коллективным договором, соглашением.

Профсоюзы настаивают на том, чтобы государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением трудовых прав работников распространялся на работодателей, использующих труд временно направляемых к ним работников.

Система обязательного социального страхования работников – основа социальной защиты в современных условиях России

Реализация права трудящихся на социальную защиту остается актуальной и приоритетной задачей ФНПР и её членских организаций.

Принятие поправок в Конституцию России в 2020 году и ратификация Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» в 2018 году создали условия для завершения многолетней дискуссии социальных партнёров о формах и методах осуществления социальной защиты наёмных работников в нашей стране. Основной закон Российской Федерации (пункт 7 статьи 75) гарантирует такую защиту с помощью обязательного социального страхования, индексации социальных пособий и иных социальных выплат.

Эффективность социальной защиты работающих может быть значительно выше при условии выполнения положений Конвенций и Рекомендаций Международной организации труда, более полного и последовательного приведения российского законодательства в соответствие с нормами и положениями этих документов.

Самыми слабыми звеньями социальной защиты работников в период пандемии коронавируса 2020-2022 годов оказались защищенность работников от сокращения и семейное обеспечение детей. На поддержку этих категорий выделялись значительные финансовые ресурсы, но именно эти разделы (IV «Пособие по безработице» и VII «Семейные пособия») были исключены при ратификации Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Ратификация этих разделов позволила бы оптимизировать расходы и сделать их более адресными и эффективными.

Не решена главная задача реформирования пенсионной системы – обеспечение достойной жизни пенсионеров. Инфляция стала индикатором недопустимо низкого уровня пенсий значительного числа нынешних и, в перспективе, будущих пенсионеров.

Отсутствие страхового лекарственного обеспечения и контроля цен на платные медицинские услуги также стали серьезным испытанием для населения страны и, в первую очередь, для социально незащищенных слоев населения. Ссылаясь на сложное финансовое положение системы обязательного социального страхования, Правительство Российской Федерации не принимает эффективных решений для изменения ситуации, при этом, существующие нормы социального обеспечения застрахованных не позволяют достойно повысить их уровень жизни. Не осуществляются меры по увеличению заработной платы, что препятствует эффективному включению работников в формирование будущих пенсий. Не обеспечивается справедливое распределение выплат в системе обязательного социального страхования, поскольку не создаются подсистемы обязательного социального страхования для работников неформального сектора экономики и финансово неустойчивых организаций с применением особых режимов по их страхованию.

Значительно расширен объём агентских функций, возложенных на систему обязательного социального страхования. При недостаточной продуманности политики перехода на социальное казначейство это может привести к ослаблению страховых функций и замене системы обязательного социального страхования на вспомоществование в доступных федеральному бюджету объёмах.

Считая необходимым сохранение и дальнейшее развитие в стране системы обязательного социального страхования, профсоюзы будут добиваться:

- реализации поручений Президента Российской Федерации по снижению уровня бедности;
- внедрению совместно с социальными партнёрами конкретных мер по реализации ратифицированных положений Конвенции МОТ № 102 в Российской Федерации, направленной на последовательный рост уровня обеспечения застрахованных наёмных работников и пенсионеров;
- совершенствования механизма обеспечения достойного уровня соблюдения пенсионных прав;
- правового и финансового разграничения системы государственной социальной помощи и обязательного социального страхования;
- сокращения практики предоставления преференций в системе обязательного социального страхования;
- выведения накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования и создания условий для участия наёмных работников в добровольных накопительных системах путем увеличения их заработной платы;
- ускорения включения обеспечения лекарствами и медицинскими принадлежностями в систему обязательного медицинского страхования;
- создания подсистем обязательного социального страхования для работников неформального сектора экономики и финансово неустойчивых организаций с особыми режимами их страхования.
Обязательное социальное страхование, являясь надежной и эффективной формой защиты наёмных работников, сохраняет свою актуальность, пока существует наёмный труд, и в трудовой процесс включены миллионы работников. Развитие этой системы, её эффективное функционирование в условиях современных социально-политических вызовов и изменяющегося рынка труда – главная задача социальных партнёров.

Социальное партнёрство – идеология справедливой экономики

Социальное партнёрство является конституционной гарантией, которая установила обязанность органов власти обеспечивать реализацию принципов социального партнёрства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Россия получила возможность установить новую государственную идеологию – идеологию согласования в равной и справедливой степени интересов работодателей, профсоюзов и государства для обеспечения стабильного социально-экономического развития страны.

Федеральные органы исполнительной власти должны обеспечивать укрепление и развитие социального партнёрства, подавая пример органам власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и компаниям с государственным участием.

Новая идеология справедливой экономики предполагает принятие стратегических документов страны, проектов законодательных актов, иных нормативных правовых актов в сфере экономики и социально-трудовых отношений на основе позиции, согласованной всеми сторонами социального партнёрства.

Идеология социального партнёрства указывает на распространение социального партнёрства на все сферы трудовой деятельности, в которых каждый должен иметь право на объединение в профессиональные союзы и защиту своих трудовых прав и социальных гарантий, право на участие представителей профсоюзов в заседаниях коллегиального органа управления организаций с правом совещательного голоса, обязательность распространения условий отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, на всех работодателей.

Результативность социального партнёрства достигается, в том числе, за счёт снижения конфликтности в системе социально-трудовых отношений, устранения напряженностей из-за неурегулированных противоречий между работниками и работодателями. Профсоюзы ФНПР продолжат осуществлять постоянный, независимый мониторинг и анализ трудовых конфликтов в социально-трудовой сфере, применяя научно обоснованные методы. Наша задача в этой сфере – широкое применение переговорных механизмов и медиации с целью снижения конфликтного потенциала, гармонизации и поступательного развития трудовых отношений в интересах членов профсоюзов, их семей и безопасности нашего общества.

Правовая защита работников – гарантия справедливости в обществе

Профсоюзы добиваются соблюдения гарантий прав в сфере труда, защиты права работников на свободу объединения в профессиональные союзы посредством:
осуществления профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений;
участия в совершенствовании трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
совершенствования законодательства о профессиональных союзах с целью установления действенных механизмов защиты прав и законных интересов всех трудящихся;
развития взаимодействия с государственными органами контроля (надзора) за соблюдением прав граждан в сфере труда;
совершенствования механизмов рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, установленной процедуры объявления и проведения забастовок;
совершенствования деятельности правовых инспекций труда, правовых служб членских организаций ФНПР;
применения современных технологий обучения профсоюзных работников и актива, осуществляющих правозащитную деятельность.

Профсоюзы считают необходимым:

добиваться обеспечения неукоснительной реализации Конвенции Международной организации труда № 81 1947 года «Об инспекции труда в промышленности и торговле» и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда;

добиваться беспрепятственной реализации и государственной защиты гарантированного Конституцией РФ и международными правовыми актами права на объединение, а также права на ведение коллективных переговоров;

внесения изменений в законодательство с целью установления приоритетного права профсоюзов на ведение коллективных переговоров с работодателями совершенствование законодательства в интересах профессиональных союзов и работников с учётом принципов достойного труда;

добиваться установления на федеральном уровне правового механизма осуществления индексации заработной платы;

заключение соглашений о сотрудничестве с органами государственной власти, государственными органами контроля (надзора), направленных на обеспечение реализации основополагающих принципов и прав в сфере труда; информирование органов государственной власти, социальных партнёров о нарушениях трудовых норм и прав профсоюзов;

разработку с учётом современных технологий информационных и методических материалов применения эффективной правовой защиты членов профсоюзов и профсоюзных организаций.

Молодёжная политика - основа справедливой экономики будущего

Справедливая экономика должна обеспечивать востребованность молодёжи на рынке труда, которая достигается целенаправленной политикой государства в отношении занятости молодёжи. Молодые люди должны быть хорошо осведомлены о своих трудовых правах и обязанностях, поэтому информационно-просветительская работа в молодёжной среде должна носить системный характер.

Профсоюзы считают недопустимой повсеместную пропаганду самозанятости и платформенной занятости молодёжи без решения вопросов о социальном страховании данной категории занятых и возможности объединения в профессиональные союзы.

Государство должно гарантировать молодёжи достойный труд через доступ к качественному образованию и трудоустройство. Для решения данной задачи профсоюзы считают необходимым на государственном уровне:
создание единой комплексной программы поддержки миграции населения из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы России,

развитие и реальное наполнение региональных программ поддержки занятости молодёжи, а также их финансирование, решение вопроса доступности жилья для молодёжи.

Профсоюзы поддерживают развитие института наставничества, как эффективного инструмента адаптации молодых работников на рабочем месте и сохранения практического опыта, накопленного в трудовых коллективах.

Сегодня работа с молодёжью оформилась как устойчивая самостоятельная сфера государственной политики, в которой профсоюзы и их объединения признаны субъектами такой политики. Важным направлением деятельности профсоюзов является патриотическое воспитание молодёжи. Необходимо воспитывать у молодёжи уважение к труду и традиционным ценностям.

Рассматривая молодёжь как главный стратегический ресурс развития профсоюзного движения России, ФНПР считает необходимым:

активнее вовлекать молодёжь в профсоюзные ряды, в том числе через создание новых профсоюзных организаций, плотное взаимодействие с государственными органами, ответственными за реализацию молодёжной политики, и с работодателями;

реализовывать единую кадровую политику профсоюзов, направленную на выявление среди молодых членов профсоюзов активистов, их обучение и вовлечение в реальную профсоюзную работу, в том числе через развитие единой сети молодёжных советов, увеличение доли молодёжи в составе выборных органов профсоюзных организаций, вовлечение молодёжи в коллективные переговоры и работу институтов, развивающих социальное партнёрство, а также рост числа молодых участников коллективных действий и акций солидарности;

целенаправленно включать льготы и гарантии для молодёжи в документы социального партнёрства;
проводить регулярные социологические исследования и внедрять лучший опыт профсоюзных организаций по мотивации профсоюзного членства в молодёжной среде, адаптировать подачу профсоюзной информации для молодёжи.

Соблюдение трудовых прав женщин – путь к справедливой экономике

ФНПР рассматривает обеспечение реального равенства в трудовых отношениях мужчин и женщин, гарантированное Конституцией, как важную составляющую политики социально-экономического равенства.

Такое равенство предполагает в первую очередь реализацию международного принципа равной оплаты за труд равной ценности, как мужчин, так и женщин без какой-либо дискриминации.
Необходимо также обеспечить равные возможности доступа для мужчин и женщин к достойному рабочему месту, к условиям труда, к карьерному росту.

В интересах реализации демографических задач страны Профсоюзы настаивают на улучшении экономического положения женщин, обеспечении роста их благосостояния. Для этих целей Профсоюзы предлагают:

разработку на государственном уровне просветительской программы для работников и работодателей как сторон социального партнёрства, в сфере соблюдения трудовых прав;
принятие на государственном уровне мер, обеспечивающих повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда, сокращение дифференциации в оплате труда; поощрение работодателей, поддерживающих работающих женщин с детьми.

Профсоюзы готовы:

вести просветительскую работу в трудовых коллективах и среди работодателей по тематике соблюдения социально-экономических и трудовых прав и интересов женщин;
проводить регулярный мониторинг соблюдения социально- экономических прав и интересов трудящихся женщин в России;
инициировать включение в документы социального партнёрства пункты, обеспечивающие рост благосостояния трудящихся женщин и гарантирующие им комфортное совмещение труда и исполнения семейных обязанностей;
развивать систему женских советов и комиссий в организациях и на предприятиях как инструмента психологической поддержки и солидарности трудящихся женщин, а также механизма их участия в профсоюзной работе и жизни трудовых коллективов.

Охрана труда – важнейшая задача профсоюзов

Активное формирование и внедрение новых технологических решений, развитие информационных технологий и интенсификация труда на фоне необходимости повышения производительности труда, распространения новых форм занятости и роста потребности рынка в квалифицированных работниках ставит перед обществом высочайшие требования по защите жизни, сохранению здоровья и охране труда каждого трудящегося.

Для обеспечения безопасности труда работников и сохранения их жизни и здоровья профсоюзы будут добиваться:

разработки нормативных документов по охране здоровья, безопасности и охране труда; оценке травмоопасности; оценке стресса на рабочем месте; формированию общих требований безопасности к рабочим местам и производственному оборудованию;

совершенствования нормативной правовой базы по методологии управления профессиональными рисками на рабочих местах, основанной на одновременном учёте условий труда и состояния здоровья, занятых на них работников;

актуализации и гармонизации действующего перечня профессиональных заболеваний с перечнем профессиональных заболеваний Международной организации труда;

разработки единой методики оценки профессионального риска здоровья работника, унификации существующих процедур оценки условий труда на рабочих местах и гармонизации санитарно-гигиенических требований в области условий труда;

совершенствования системы медико-социальной защиты, медико- санитарного обеспечения работающих и социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

совершенствования механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда и повышения эффективности финансовых средств, направляемых на профилактические мероприятия;
совершенствования системы статистического учёта и отчётности в части производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и трудопотерь;

разработки медицинских регламентов, методологий и критериев для допусков работников на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, раннего выявления групп риска и медицинского профессионального отбора для различных профессий;
восстановления на предприятиях инфраструктуры профилактической медицины (цеховой медицины), института цеховых врачей; снижения роста числа профессиональных заболеваний путем проведения на предприятиях углубленной диспансеризации, качественных профессиональных осмотров работников, а также создания и развития системы оздоровления на производстве;

совершенствования государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в соответствии с ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

Сильные профсоюзы – гарантия достойного труда

Только сильные общероссийские профсоюзы, объединённые в Федерацию Независимых Профсоюзов России и представленные на региональном уровне территориальными объединениями организаций профсоюзов, способны достойно представлять и защищать интересы членов профсоюзов, быть гарантом достижения стандартов достойного труда.

В целях укрепления профсоюзного движения, повышения роли профсоюзов в государстве и обществе деятельность ФНПР должна быть направлена на:

содействие членским организациям в осуществлении практических мер по увеличению численности членов профсоюзов, созданию новых профсоюзных организаций, вовлечению в профсоюзы работников предприятий малого и среднего бизнеса, работающей и обучающейся молодёжи;

осуществление практических мер по обоснованному объединению и укрупнению малочисленных общероссийских, межрегиональных профсоюзов;

скорейшее создание структурных организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов в Запорожской и Херсонской областях с последующим вхождением в ФНПР;

формирование эффективной профсоюзной структуры, уделив особое внимание территориальным организациям профсоюзов, их кадровому укреплению, обязательности членства в территориальных объединениях организаций профсоюзов;

усиление роли территориальных объединений организаций профсоюзов в координации и содействии деятельности структурных организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях;

укрепление профсоюзной солидарности и единства, безусловное соблюдение исполнительской дисциплины, повышение персональной ответственности руководителей членских организаций ФНПР, структурных организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов за выполнение Устава ФНПР, решений органов управления Федерации и её членских организаций.

Эффективность деятельности профсоюзного движения России зависит от формирования единой финансовой политики.

Единая финансовая политика это:

обеспечение единства форм финансовой документации, доступности финансовой отчётности всех звеньев профсоюзной системы;

повышение исполнительской дисциплины в соблюдении обязательств по перечислению членских взносов в размерах, утвержденных соответствующими органами профсоюзов;

эффективное расходование средств профсоюзного бюджета в интересах членов профсоюзов.

В целях повышения уровня профессионализма профсоюзного актива и профсоюзных кадров, ФНПР требуется продолжить работу по:

обеспечению обязательного непрерывного обучения и повышения квалификации профсоюзных руководителей и актива всех уровней в рамках единого образовательного пространства ФНПР;
осуществлению необходимых мер по дальнейшему кадровому укреплению профсоюзов, повышению эффективности формирования, подготовки и использования кадрового резерва, обязательное участие в программе обучения кадрового резерва в рамках Проекта «Кадровый резерв ФНПР»; содействию продвижению профсоюзных лидеров из числа молодёжи в состав коллегиальных органов всех уровней профсоюзной структуры;

В целях систематизации работы по сбору и анализу статистических данных по профсоюзным организациям и профсоюзному членству, ФНПР требуется продолжить работу по систематическому обучению специалистов всех уровней профсоюзной структуры на тему «Особенности формирования статистической отчётности по профсоюзным организациям и профсоюзному членству».

Многолетний опыт конструктивного взаимодействия ФНПР и её членских организаций с законодательными органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественного контроля, политическими партиями имеет высокие положительные результаты и важнейшее значение для достижения профсоюзами своих целей и задач по защите социально-трудовых прав и интересов трудящегося населения России.

Для продолжения диалога между профсоюзами и властными структурами с целью решения социальных и трудовых проблем, ФНПР намерена и в дальнейшем:

повышать роль профсоюзов в законодательном процессе;

укреплять и отстаивать позицию профсоюзов по вопросам правового регулирования социально-трудовых отношений в органах государственной власти;

расширять участие представителей профсоюзов в законодательных (представительных) органах власти всех уровней и органах местного самоуправления, совершенствовать формы взаимодействия с законодательными (представительными) органами власти, органами местного самоуправления;

активно участвовать в работе институтов гражданского общества всех уровней.

Популяризация профсоюзного движения и рост его авторитета являются залогом его развития и формирования потребности трудящихся в создании новых организаций. Усиление роли информации, агитации и пропаганды необходимо для повышения доверия наёмных работников к профсоюзам, формирования ценности достойного труда в обществе.

Для повышения престижа профсоюзного членства, эффективной защиты трудовых прав и законных интересов работников необходима слаженная информационная работа всех членских организаций ФНПР.

В целях повышения эффективности информационной работы ФНПР продолжит деятельность по:
оперативному обеспечению членов профсоюзов актуальной и достоверной информацией через современные каналы коммуникации и PR-инструменты;

распространению профсоюзной идеологии, взаимодействию с внешними СМИ, пропагандируя ценности достойного труда, социального партнёрства и правозащитной работы профсоюзов;
электронному взаимодействию ФНПР с членскими организациями на основе современных цифровых технологий;

совершенствованию информационных ресурсов ФНПР, созданию электронных сервисов для членов профсоюзов,

организации информационных кампаний в защиту прав профорганизаций и активистов, в поддержку акций солидарности профсоюзов ФНПР;

ФНПР считает принципиально важным поэтапное внедрение в профсоюзную работу цифровых инструментов, позволяющих обеспечить автоматизированный сбор и анализ данных об уровне профсоюзного членства и потребностях членов профсоюзов, чтобы более точно представлять их интересы. Внедрение современных технологий поможет оптимизировать процессы сбора и анализа информации, что, в свою очередь,
позволит более эффективно реагировать на изменения в трудовых отношениях и законодательстве.

В целях развития профсоюзного движения и его адаптации к современным вызовам профсоюзным организациям необходимо непрерывное совершенствование кадровой политики. Для реализации данной задачи ФНПР считает необходимым:

совершенствование системы обучения, повышения квалификации и переподготовки профсоюзных кадров и актива на основе современных форм и методов, новейших информационных и цифровых технологий;

регулярное обучение профсоюзных кадров и актива по аккредитованным дополнительным образовательным программам и развитие собственных учебно-методических центров;

привлечение к работе в структуре профсоюзных организаций на всех уровнях мотивированных сотрудников, разделяющих профсоюзную идеологию, глубокое планирование кадровой политики в профсоюзах не только в отношении выборных, но и в отношении штатных сотрудников.

Укрепление международной солидарности трудящихся – важнейший инструмент в борьбе за достойный труд и справедливую экономику

Острый кризис всей системы международных отношений, сказавшийся и на международном профсоюзном движении, требует от трудящихся России и всех стран мира ещё большего сплочения и проявления солидарности в совместной борьбе за права и интересы человека труда. В многополярном мире, контуры которого формируются у нас на глазах, неизбежно продолжится обсуждение важных социально-экономических решений на уровне международных организаций и межгосударственных объединений.

Поэтому профсоюзы по-прежнему заинтересованы в том, чтобы представлять и продвигать консолидированную позицию трудящихся на международном уровне. ФНПР продолжает выступать за единство действий профсоюзов на международной арене, за формирование и развитие максимально широких международных профсоюзных альянсов на основе приверженности общим принципам и подходам. Это, прежде всего, достойный труд и достойная оплата труда для всех трудящихся вне зависимости от формы занятости, защита основополагающих прав в сфере труда, сохранение и укрепление механизмов социального диалога, обеспечение всеобщего охвата системами социальной защиты, противостояние империализму, нацизму, расизму, защита равноправия и суверенитета всех стран.

С этой целью ФНПР продолжит:

- активное участие в работе Группы трудящихся Административного совета Международной организации труда (МОТ) и в комитетах Международной конференции труда МОТ;
- взаимодействие с партнёрами по Профсоюзной «двадцатке» (L20);
- плодотворное сотрудничество с профсоюзами стран БРИКС, включая вновь присоединяющиеся страны, как в рамках Профсоюзного форума БРИКС, так и на двусторонней основе
- активное участие в деятельности Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП);
- развитие и укрепление сотрудничества с зарубежными профсоюзными центрами и региональными объединениями.

ФНПР будет проводить консультации о будущем международного профсоюзного движения со всеми заинтересованными сторонами, стремясь к равноправному сотрудничеству с зарубежными профсоюзами, к единству международного профсоюзного движения; продолжать укреплять свои позиции в системе различных международных правительственных и неправительственных организаций; пропагандировать активную деятельность российского профсоюзного движения в мире.

ФНПР продолжит бороться за неукоснительное соблюдение международных трудовых норм и законных прав наёмных работников и профсоюзов, закреплённых в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда; за распространение идеи социального диалога и социального партнёрства между основными субъектами экономики.

Совместно со своими партнёрами, в особенности в рамках Профсоюзной «двадцатки», Профсоюзного форума БРИКС и Всеобщей конфедерации профсоюзов, ФНПР будет добиваться от государственных властей стран-участниц принятия мер, направленных на переход к новой, более справедливой модели глобальной экономики – экономики, которая позволит добиться устойчивого развития при соблюдении принципов достойного труда, эффективного общественного обслуживания, всеобщей социальной защиты, соблюдения законных прав человека, его чести и достоинства, включая основополагающие права трудящихся и профсоюзов.

Ðåéòèíã@Mail.ru