Отраслевое соглашение в строительной отрасли на 2024-2026 годы

ОБЛАСТНОЕ
ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области и Саратовской областной организацией Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации
на 2024 - 2026 годы

1. Общие положения

1.1. Настоящее Областное Отраслевое Соглашение (далее Соглашение) является правовым актом, устанавливающим общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам организаций строительства и промышленности строительных материалов Саратовской области, заключенным на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» и Закона Саратовской области «О социальном партнерстве в сфере труда», Распоряжения Губернатора Саратовской области от 25 августа 2015 года № 195-Пр «О взаимодействии органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, работодателей (объединений работодателей) и профсоюзных организаций области». Федерального отраслевого Соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2024-2026 годы, на основе проведения социально-экономической политики и развития социального партнерства на 2024-2026 годы.

1.2. Сторонами Соглашения являются:
- работники предприятий и организаций в лице их представителя - Саратовской областной организации Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (далее по тексту Саратовская областная организация Профсоюза Строителей России);
- работодатели в лице Союза товаропроизводителей и работодателей Саратовской области;
- региональный орган исполнительной власти Саратовской области – в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, действующего на основании постановление Правительства Саратовской области от 14.05.2005 № 168-П «Вопросы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области».
1.3. Стороны считают необходимым сотрудничать в области социально-экономических преобразований в строительном комплексе, обеспечении занятости и социальных гарантий работников отрасли, реализации государственных программ Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры »,утвержденного Постановлением ПСО от 29.12.2018 № 767-П.

1.4. Соглашение регулирует отношения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области и Саратовской областной организацией Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации на основе равноправного партнерства, обоюдного доверия, взаимопонимания и ответственности и действует в течение 2024-2026 годов.

1.5. Условия, определенные настоящим Соглашением, являются обязательными при заключении коллективных договоров на предприятиях отрасли. Администрация предприятий и организаций (предприниматели) не вправе ухудшать нормы и положения, предусмотренные соглашением. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется тремя сторонами.

1.6. Срок действия соглашения: с 1 января 2024 года по 31 декабря 2026 года.

1.7. В вопросах, не упомянутых в настоящем соглашении, стороны руководствуются Федеральным Отраслевым Соглашением по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2024-2026 г.г.

1.8. Действие Соглашения распространяется:

1.8.1. На всех работников организаций отрасли, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, уполномочившими Союз товаропроизводителей и работодателей на заключение настоящего соглашения
1.8.2. На всех работодателей, уполномочивших Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на заключение настоящего соглашения

1.8.3. На выборных и штатных работников профсоюзных органов всех уровней.

1.8.4. На работников организаций, учреждений, предприятий, находящихся в ведении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.

1.8.5. На всех работников предприятий и организаций, состоящих на профсоюзном обслуживании Саратовской областной организации профсоюза, уполномочивших Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на заключение настоящего Соглашения, а также впоследствии присоединившихся к настоящему Соглашению.
1.8.6. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, одновременно, с опубликованием Областного Отраслевого Соглашения на своем сайте (minstroy.saratov.gov.ru) предлагает работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
В соответствии со ст.48 Трудового Кодекса РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Областному Отраслевому Соглашению не представили в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, расположенного по адресу 410012 г.Саратов, ул. Челюскинцев д.114, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Областное Отраслевое Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным профсоюзным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данной организации.
Список работодателей, на которых распространяется Областное Отраслевое Соглашение, размещается на сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области после текста Соглашения.
1.9. В случае отсутствия в организациях отрасли коллективных договоров настоящее Соглашение имеет прямое действие.

1.10. Обязанность сторон:

1.10.1. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области:
учитывает положения Соглашения при осуществлении своих функций при реализации государственной политики на территории Саратовской области в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, в том числе в жилищном фонде, в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, градостроительного зонирования, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, разработке и согласованию государственных программ, в том числе при осуществлении:
- информационно-разъяснительной работы совместно с заинтересованными органами государственной власти Саратовской области по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства;
- методического обеспечения переподготовки, повышения квалификации и стажировки специалистов в установленной сфере деятельности Министерства;
- организации проведения конференций, семинаров, выставок и других мероприятий в установленной сфере деятельности Министерства;
- мониторинга практики применения законодательства Саратовской области и Российской Федерации и анализа реализации государственной политики на территории Саратовской области в установленной сфере деятельности Министерства;
- разработки и реализации мер по развитию конкуренции на товарных рынках, включая выполнение соответствующих государственных программ, в установленной сфере деятельности Министерства;
- разработки и реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на их развитие, включая разработку и выполнение соответствующих государственных программ, в установленной сфере деятельности Министерства;
- учреждения ведомственных наград и награждения ими работников Министерства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, в том числе по представленным Профсоюзом трудовых коллективов и особо отличившихся работников к награждению государственными наградами, почетными званиями Российской Федерации и области;
- взаимодействия с Профсоюзом и Союзом товаропроизводителей и работодателей области в рамках системы социального партнерства путем взаимного участия в совместных мероприятиях и в соблюдении принципов партнерства;
- обеспечения участия представителей Профсоюза и Союза товаропроизводителей и работодателей области в заседаниях коллегии Министерства, совещаниях, в организации и проведении профессионального праздника «День строителя», «День работников ЖКХ»;
- содействия развитию ипотечного кредитования в строительстве;
- формирования отраслевых и региональных программ содействия занятости населения.

1.10.2. Работодатели в лице Союза товаропроизводителей и работодателей Саратовской области:
- участвуют в работе постоянно действующих комиссий по социальному партнерству, в разработке и реализации планов и программ, законодательных актов и управленческих решений в области строительства;
- оказывают помощь в защите прав и интересов работодателей в органах государственной власти и управления, в общественных объединений, при ведении переговоров и заключении коллективных договоров и соглашений с профсоюзами, при рассмотрении коллективных трудовых споров. Способствует образованию первичных профсоюзных организаций в организациях - членах Союза товаропроизводителей и работодателей Саратовской области;
- содействует службам органов исполнительской власти в разработке и реализации программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения;
- не менее чем за 3 месяца уведомляет областную организацию профсоюза и соответствующий профком организаций о предполагаемом массовом сокращении рабочих мест, не менее 10% от их общего количества на предприятии, высвобождении работников и мерах по их социальной защите;
- укрепляет и развивает материально-техническую базу строительного комплекса области, добивается увеличения производства новых строительных материалов и изделий, повышения их качества, внедрения новых технологий;
- содействует развитию различных форм собственности и свободного предпринимательства в сфере капитального строительства, формированию производственных связей и кооперации организаций и предприятий всех отраслей экономики;
- использует все меры по предупреждению банкротства предприятий и сокращению численности работающих;
- содействует обобщению и распространению отечественного и мирового опыта в области капитального строительства, пропагандирует передовые технологии, прогрессивные методы труда и управления;
- участвует в подготовке специалистов в ВУЗах, лицеях и колледжах в повышении их квалификации в процессе работы;
- работодатели предупреждают работников предприятий персонально и под роспись не менее чем за два месяца об увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата;
- работодатели имеют право с письменного согласия работника расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения его за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка;
- работодатели выплачивает работнику выходное пособие в размере двухнедельного заработка при расторжении трудового договора в случаях увольнения: в связи с призывом в армию или на альтернативную службу; восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда; в связи с отказом от перевода на работу в другую местность или район города; других случаях, предусмотренных коллективным договором предприятия, организации;
- в случаях сокращения численности или штатов преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

1.10.3. Саратовская областная организация Профсоюза Строителей России:
- способствует реализации Соглашения всеми доступными формами организаторской деятельности профсоюза, снижению социальной напряженности в организациях, укреплению трудовой и производственной дисциплины, созданию конкурентоспособной продукции, соблюдению на предприятии правил внутреннего трудового распорядка и обеспечению социального мира;
- осуществляет общественный контроль за соблюдением на предприятиях трудового законодательства и законодательства об охране труда;
- предоставляет бесплатные консультации и правовую помощь работникам и профсоюзным организациям по вопросам социально-трудовых отношений, информирует работников и профсоюзные организации об изменениях в законодательстве, нормативных актах и постановлениях Правительства РФ и области;
- участвует в установленном законом порядке в разрешении коллективных трудовых споров;
- осуществляет бесплатную защиту законных прав и интересов членов профсоюза в судебных, административных и других органах власти и управления по вопросам социально-трудовых отношений;
- обеспечивает профкомы организаций методическими разработками, специальной литературой и оказывает практическую помощь по заключению коллективных договоров;
- обеспечивает размещение и передачу информации на ВЭП- ресурсах Viber, WhatsApp на предприятиях строительной отрасли в сфере социально-трудовых отношений, по вопросам организационной работы, правозащитной деятельности, а также охраны труда и промышленной безопасности.

1.11. Стороны договорились:
1.11.1. Активно участвовать в массовых мероприятиях, проводимых одной из договаривающихся сторон.
1.11.2. Участвовать во Всероссийском и областных конкурсах на лучшую строительную организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии и конкурсах «Мастера России».

2. В области оплаты труда и социальных гарантий

2.1. Стороны исходят из того, что в соответствии с действующим законодательством размеры тарифных ставок, должностных окладов, форм и систем оплаты труда, а также другие вознаграждения за труд определяются коллективным договором по каждому предприятию в отдельности.

2.2. Пересмотр и введение новых систем и форм оплаты труда и материального вознаграждения производится работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, организации.

2.3. Минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего I разряда, занятого в строительной отрасли или отрасли производства строительных материалов при работе в нормальных условиях труда и полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, устанавливается с коэффициентом индексации не ниже 1,2 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, официально установленного в Саратовской области.

2.3.1. Минимальный размер месячной тарифной ставки рабочих для рабочих последующих разрядов, занятых на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, устанавливается в коллективных договорах на основании межразрядных тарифных коэффициентов по 8-разрядной сетке. Приведенных в приложении 1 к Соглашению.

2.3.2. Тарифные ставки рабочих последующих разрядов и оклады работников других групп, а так же темпы роста заработной платы и социальных выплат руководителей, устанавливаются в коллективных договорах на основании действующих в организациях межразрядных тарифных коэффициентов и соотношений между категориями работников.

2.3.3. Минимальная заработная плата работника не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы, установленной в Саратовской области региональным соглашением.

2.3.4. В размер минимальной заработной платы не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях, иные компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

2.4. Подрядчик и заказчик вправе самостоятельно определить размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в договорных ценах на строительную продукцию и продукцию промстройматериалов, но не ниже размеров тарифных ставок и окладов установленных настоящим соглашением.

2.5. Формы и размеры оплаты труда, а также выплаты социального характера, вознаграждения, доплата за выслугу лет и прочие начисления определяются коллективным договором.

2.5.1. При установлении размеров ставок заработной платы (окладов) рабочих дифференциация в размерах ставок заработной палаты (окладов) не может быть ниже тарифных коэффициентов, предусмотренных Приложением № 1к Соглашению.

2.6. В случае задержки выплаты заработной платы работодатель выплачивает компенсацию согласно действующему законодательству.
В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней профсоюзные комитеты оказывают работникам содействие в приостановлении ими работы на весь период до выплаты задержанной суммы в порядке, установленном ст. 142 Трудового кодекса РФ .

2.7. Обеспечить рост фонда оплаты труда путем повышения среднемесячной заработной платы работников Предприятия до уровня средней заработной платы по области. При этом доля тарифа в общем заработке не должна быть ниже 70 процентов. В целях предупреждения крайней дифференциации заработной платы работников определяется максимальный разрыв между категориями 10% высокооплачиваемых и 10% низкооплачиваемых работников организаций, не превышающих 4-5 раз.

2.8. Для работников отрасли устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с двумя выходными днями.

2.9. При сменной работе график выхода на работу работников составляется с учетом мнения профсоюзного органа. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до их введения в действие.

2.10. Неполный рабочий день или неполная рабочая неделя устанавливается по просьбе беременных женщин, одного из родителей имеющего ребенка в возрасте до 14 лет, а также работника, осуществляющего уход за больным членом семьи.

2.11. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимых для них норм.

2.12. При заключении коллективных договоров по решению сторон могут устанавливаться за счет средств работодателя дополнительные, по сравнению с законодательством, льготы и социальные гарантии.

2.13. Предоставлять сверх основного отпуска продолжительностью 28 календарных дней дополнительные отпуска за выслугу лет, за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, а также за ненормированный рабочий день согласно коллективным договорам.

2.14. Для женщин, имеющих 2-х и более детей дошкольного возраста, может устанавливаться 36-часовая рабочая неделя с сохранением среднего заработка.

2.15. Если по вине работодателя работник фактически лишен права на льготное пенсионное обеспечение ненадлежащим оформлением документов, устанавливающих льготный характер работы, работодатель обязан осуществить его досрочный выход на пенсию за счет средств предприятия.

2.16. При увольнении работника в связи с уходом на пенсию (по старости, либо по инвалидности) ему может выплачиваться единовременное вознаграждение в размере, определяемым коллективным договором.

2.17. Работникам отрасли возможна оплата путевок на санаторно-курортное лечение, отдых детей. Лечебное питание производится за счет средств предприятия в соответствии с коллективным договором.

2.18. Продолжительность рабочего времени работников с вредными и опасными условиями труда может быть увеличена (не более чем до 40 часов в неделю с выплатой денежной компенсации) на основании коллективного договора, а также письменного согласия работников (ст. 92 ТК РФ).

2.19. Часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска (7 календарных дней) может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены коллективным договором, а также с письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору (Ст.117 ТК РФ).

2.20. Индексация заработной платы работников осуществляется ежегодно на уровне роста потребительских цен на товары и услуги, сложившихся в области за предыдущий год (используется среднегодовой показатель роста потребительских цен, предусмотренный в статистическом сборнике Саратовстата «Сборник краткосрочных показателей экономического и социального развития Саратовской области»)

2.21. Сроки и размеры индексации заработной платы определяется коллективным договором.

2.22. Работодателям рекомендуется устанавливать надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство в следующих размерах:
2.23.1. для рабочих III разряда — до 12 процентов;
2.23.2. для рабочих IV разряда — до 16 процентов;
2.23.3. для рабочих V разряда — до 20 процентов;
2.23.4. для рабочих VI и более высоких разрядов — до 24 процентов месячной тарифной ставки (должностного оклада).

2.23. Работодателям рекомендуется ежегодно выплачивать работникам вознаграждение за выслугу лет в следующих размерах:
2.24.1. при стаже работы от 1 до 3 лет — 0,6;
2.24.2. при стаже работы от 3 до 5 лет — 0,8;
2.24.3. при стаже работы от 5 до 10 лет — 1;
2.24.4. при стаже работы от 10 до 15 лет — 1,2;
2.24.5. при стаже работы свыше 15 лет — 1,5 месячной тарифной ставки (должностного оклада).
2.24. Работодатели, имеющие намерение привлечь иностранную рабочую силу, уведомляют об этом выборный орган профсоюзной организации.

2.25. При выборе квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан работодатели учитывают наличие на соответствующей территории равноценной рабочей силы и отсутствие возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны, свои возможности обеспечить равные условия работы и оплаты труда иностранных работников и работников – граждан Российской Федерации, необходимость предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости российских граждан.

2.26. При наличии признаков банкротства, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», работодатель обязан уведомить работников и профсоюзную организацию о возможном банкротстве организации, а при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве должника-работодателя уведомить их также о проводимых процедурах (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и т.д.).

2.27. В случае реорганизации или ликвидации организации работодатели обязаны:
2.27.1. уведомить работников о принятии решения о ликвидации, реорганизации (ее форме) и примерных сроках проведения;
2.27.2. известить выборные органы профсоюзной организации о предстоящей реорганизации или ликвидации;
2.27.3. предоставить выборным органам профсоюзной организации информацию о решении по реорганизации или ликвидации в течение 20 дней со дня принятия соответствующего решения, а также информацию о графике мероприятий проведения реорганизации или ликвидации.

2.28. Критериями массового увольнения (высвобождения) являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период. К ним относятся:
2.28.1. ликвидация организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
2.28.2. сокращение численности или штата работников организации в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

2.29. При принятии решения о ликвидации организации или о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 81 ТК РФ работодатель обязан:
2.29.1. одновременно с предупреждением о предстоящем высвобождении (не позднее, чем за 2 месяца до увольнения) предложить работнику перевод на другую имеющуюся работу в той же организации, соответствующую квалификации, опыту работы и состоянию здоровья работника (в том числе вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу);
2.29.2. предоставить увольняемому работнику информацию о вакансиях в других филиалах, представительствах, иных обособленных подразделениях организации-работодателя, в т.ч. расположенных в другой местности;
2.29.3. предоставить работнику время для поиска работы, но не менее 1 дня в неделю. Порядок предоставления времени для поиска работы определяется коллективным договором;
2.29.4. в письменной форме сообщить о предстоящем сокращении численности или штата работников выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, - не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий;
2.29.5. представить профсоюзной организации информацию о предполагаемом количестве и категориях (профессиях, должностях, поле, возрасте, семейном положении) увольняемых работников;
2.29.6. представить профсоюзной организации проект мероприятий по содействию занятости увольняемых работников с указанием размера средств, которые работодатель готов выделить на проведение таких мероприятий.

2.30 единовременно оказывать материальную помощь работникам за многолетний и добросовестный труд в связи с уходом на пенсию по старости или инвалидности в следующих размерах:
- при стаже работы в отрасли 10 лет - месячный заработок;
- при стаже работы в отрасли 10 – 15 лет – 2-месячный заработок;
- при стаже работы в отрасли 15 – 20 лет – 3-месячный заработок;
- при стаже работы в отрасли 20 – 25 лет – 4-месячный заработок;
- при стаже работы в отрасли 25 – 30 лет – 5-месячный заработок;
- при стаже работы в отрасли свыше 30 лет – 6-месячный заработок;

 3. В области охраны труда, здоровья и экологии

3.1. Работодатели:
3.1.1 обеспечивают безопасные условия труда на рабочих местах, ежегодно разрабатывают и осуществляют организационно-технические мероприятия по профилактике травматизма и улучшению условий труда, включает их в соглашения по охране труда и финансирует в размере не менее 0,3 процента от величины затрат на производство продукции. Конкретный размер определяется коллективным договором;

3.1.2 обеспечивают всех работающих спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами их выдачи, выдачу работникам бесплатно молока или других равноценных продуктов на работах с вредными условиями труда;

3.1.3. совместно с профсоюзными комитетами создают на предприятиях, где отсутствует служба по охране труда, комиссии (комитеты) по охране труда;

3.1.4. предоставляют уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда от профсоюза 5 часов рабочего времени в неделю для выполнения их обязанностей по контролю за соблюдением требований по охране труда с сохранением заработной платы;

3.1.5. сообщают Государственной инспекции труда в Саратовской области и обкому профсоюза обо всех происшедших несчастных случаях на производстве по установленной форме;

3.1.6. в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работодатель предоставляет сверх установленной законодательством материальной помощи:
3.1.6.1. единовременную денежную компенсацию в размере 1 миллиона рублей семье погибшего (супруге (супругу), детям, родителям в равных долях);
3.1.6.2. единовременную денежную компенсацию в размере годового заработка погибшего за календарный год, предшествующий году гибели работника, на каждого иждивенца работника.

3.1.7 при установлении работнику в период работы у данного работодателя инвалидности в результате трудового увечья или профессионального заболевания работодатель предоставляет ему сверх установленной законодательством материальной помощи единовременную денежную компенсацию в размерах:
3.1.7.1. инвалидам, имеющим 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности, – не менее 75 процентов годового заработка;
3.1.7.2. инвалидам, имеющим 2 степень ограничения способности к трудовой деятельности, – не менее 50 процентов годового заработка;
3.1.7.3. инвалидам, имеющим 1 степень ограничения способности к трудовой деятельности, – не менее 30 процентов годового заработка.

3.1.8. ежемесячная доплата к трудовой пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемая нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении (при смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания), и ежемесячная доплата к трудовой пенсии по инвалидности, выплачиваемая неработающему инвалиду (при установлении инвалидности в результате трудового увечья или профессионального заболевания), определяются коллективными договорами, но не могут составлять менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

3.1.9. ежемесячные доплаты устанавливаются на срок выплаты соответствующих пенсий, определяемый в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

3.1.10. в коллективных договорах рекомендуется закреплять следующие обязанности работодателей, направленные на повышение уровня жизни и здоровья работников и членов их семей:
3.1.10.1. страховать жизнь и здоровье работников на случай причинения вреда их жизни, здоровью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
3.1.10.2. проводить за счет собственных средств или средств Фонда социального страхования РФ обязательные и периодические медицинские осмотры, внеочередные медицинские осмотры работников по их просьбе в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними среднего заработка;

3.1.11. обеспечивают обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

3.1.12. расследуют и ведут учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством;

3.1.13. обеспечивают исполнение предписаний технического инспектора труда профсоюза по вопросам охраны труда и здоровья работников, а также постановлений, принятых соответствующим органом Профсоюза.

3.1.14. работники способствуют формированию в коллективе ответственной позиции в вопросах соблюдения требований охраны труда, бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, нетерпимого отношения работников к нарушениям требований охраны труда, игнорированию рисков безопасности и здоровью по отношению к коллегам по работе

3.1.15. в интересах работников работодатели обязаны:
3.1.15.1 обеспечить безопасные условия труда для работников в соответствии с ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, правилами, инструкциями по охране труда, Соглашением;
3.1.15.2 своевременно проводить СОУТ в соответствии с федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с участием представителей выборного органа профсоюзной организации в составе комиссии по специальной оценке;
3.1.15.3 работникам, рабочие места которых по результатам аттестации рабочих по условиям труда были признаны вредными и (или) опасными и на день вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предоставлялись гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, эти гарантии не могут быть отменены или снижены, если по результатам СОУТ не изменился класс условий труда на рабочем месте данного работника;
3.1.15.4 оснащать здравпункты и комплектовать аптечки в месте работы работников и в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, трудовыми договорами, проводить необходимые оздоровительные мероприятия.
3.1.15.5 работодатели организуют доставку (перевозку) работников к месту работы и обратно при отсутствии общественного транспорта в соответствии с условиями коллективного договора
3.1.15.6 работодателям рекомендуется совместно с профсоюзной организацией проводить ежегодный смотр-конкурс на звание «Лучший уполномоченный по охране труда профсоюза» с выделением необходимых средств для поощрения победителей.

3.2. Саратовская областная организация Профсоюза строителей России:
3.2.1 участвует в работе комиссии по охране труда на паритетных началах с администрацией предприятий;
3.2.2 осуществляет общественный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды, соблюдением законодательства по их вопросам в лице уполномоченных (доверенных) лиц и постоянных комиссий профсоюзного комитета. С помощью технической и правовой инспекции труда профсоюза осуществляет общественный контроль за состоянием охраны труда: исполнением законодательных и нормативных актов по охране труда и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права; выполнением условий коллективных договоров, настоящего Соглашения и Федерального отраслевого Соглашения; выдает работодателям представления о выявленных нарушениях норм трудового права;
3.2.3 проводит независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников при самостоятельном расследовании несчастных случаев на производстве;
3.2.4 принимает участие в составе комиссии при расследовании несчастных случаев на производстве;
3.2.5 при несчастных случаях со смертельным исходом в комиссию направляется представитель Саратовской областной организации Профсоюза строителей России;
3.2.6 изучает и распространяет передовой опыт работы в области охраны труда;
3.2.7 участвует в работе Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Саратовской области;
3.2.8 участвует в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию средств производства и объектов производства;
3.2.9 участвует в разработке и согласовании норм и правил по охране труда, технике безопасности, промышленной санитарии и экологии.
3.2.10 принимает участие в работе саморегулируемых организаций;
3.2.11 осуществляет контроль за государственным пенсионным страхованием работников, ведением персонифицированного учета на предприятии.

4. Гарантии профсоюзной деятельности

4.1. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, работодатели строительного комплекса обязуются соблюдать права и гарантии Профсоюза, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности», другими законами и нормативными актами, регулирующими трудовые отношения работников, настоящим Соглашением.

4.2. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства и работодатели обязуются признавать Саратовскую областную организацию Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации единственным представителем и защитником интересов работников отрасли и будут содействовать в реализации их уставных задач.

4.3. Работодатели обязуются:
4.3.1. Содействовать деятельности профсоюзных организаций в организациях любой организационно-правовой формы.
4.3.2. Предоставлять профсоюзным комитетам в бесплатное пользование помещения, транспорт, мебель, телефонную связь. Обеспечивать печатание, размножение информационных материалов, необходимых для работы профкома в соответствии с коллективным договором.
4.3.3. Предоставлять возможность размещения профсоюзной и другой информации в доступных для всех работающих местах.
4.3.4. Обеспечивать полное финансирование расходов по содержанию и эксплуатации оздоровительно-профилактических, культурно-спортивных учреждений, находящихся на балансе организаций, включая содержание штатного персонала.
4.3.5. Предоставлять профсоюзным органам установленную статистическую отчетность, в том числе данные о размерах прибыли, рентабельности, количестве работающих, а также любую другую информацию, затрагивающую интересы работников по социально-экономическим вопросам.
4.3.6. Перечислять на счет профсоюза денежные средства (профсоюзные взносы) из заработной платы работников, являющихся членами профсоюза, при наличии от них письменных заявлений, в соответствии с Уставом Профсоюза Строителей России. Перечисление денежных средств (профсоюзных взносов) на счета профсоюзных органов производится одновременно с перечислением денежных средств для расчетов по оплате труда. Работодатель не вправе задерживать перечисление денежных средств (профсоюзных взносов).
4.3.7. Перечислять в соответствии с коллективными договорами на расчетные счета первичных профсоюзных организаций предприятий денежные средства на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в размере не менее 0,3% фонда оплаты труда;
4.3.8. Обеспечивать участие представителей профсоюзных органов в работе общих собраний (конференций) трудового коллектива, по вопросам экономического и социального развития, выполнения условий коллективных договоров, в работе трудовых арбитражей, при разрешении трудовых споров, конфликтов, возможность их доступа ко всем рабочим местам, на которых работают члены профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законом прав;
4.3.9. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени их участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором;
4.3.10. При смене собственника организации, а равно ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, преобразовании) профсоюзный орган продолжает осуществление своих полномочий до переизбрания, продолжение полномочий подтверждается протоколом собрания (конференции).
4.3.11 В случае несвоевременного перечисления первичной профсоюзной организации или профсоюзу членских профсоюзных взносов работодатель выплачивает ежемесячно денежную компенсацию в размере не менее 1 процента от задержанной суммы.
4.3.12 В случае банкротства или ликвидации организации работодатель производит перечисление членских профсоюзных взносов на счета первичной профсоюзной организации или профсоюза, одновременно с расчётами по выплате заработной платы работникам организации.
4.3.13. В организациях, в которых заключены коллективные договоры или на которые распространяется действие Соглашения, работодатели обязаны по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечислять на счет профсоюзной организации (через бухгалтерию работодателя) денежные средства в размере не менее 1 процента от начисленной заработной платы указанных работников.
4.3.14 Неисполнение работодателем указанной обязанности (при условии уведомления работника о соответствующем положении Соглашения и наличии его письменного заявления) является нарушением Соглашения и основанием наступления административной ответственности, предусмотренной статьей 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4.3.15 При возбуждении судом дела о банкротстве работодатель обязан незамедлительно перечислить удержанные из заработной платы работников членские профсоюзные взносы на счет соответствующей профсоюзной организации.
4.3.16 Если при осуществлении процедуры банкротства уплату членских взносов профсоюзной организации произвести невозможно, работодатель обязан возвратить работникам удержанные, но не уплаченные соответствующей профсоюзной организации членские взносы.

5. Развитие социального партнерства

Стороны договорились:
5.1. Проводить взаимные консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики в строительном комплексе Саратовской области, а также нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работающих.

5.2. Участвовать в рассмотрении вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы. Оказывать практическую помощь в реализации настоящего Соглашения и коллективных договоров предприятий и организаций области.

5.3. Способствовать развитию в соответствии с действующим законодательством профсоюзного движения в организациях независимо от форм собственности.

5.4. Способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и принимать в случае их возникновения активное участие в их разрешении.

6. Порядок контроля

6.1. Для контроля за выполнением настоящего Соглашения, решением всех вопросов, возникающих в ходе его реализации создается комиссия на паритетных началах.

6.2. Договаривающиеся стороны могут в течение срока действия Соглашения вносить в соглашение поправки, изменения и дополнения.

6.3. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется по итогам года комиссией, сформированной договаривающимися сторонами.

6.4. При обнаружении нарушений выполнения Соглашения одной из сторон комиссия в письменной форме делает представление лицам, подписавшим Соглашение. Стороны, в этом случае, обязаны не позднее чем в двухнедельный срок провести взаимные консультации по существу представления комиссии и принять решение.

6.5. Ни одна из сторон не может в течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить или приостановить выполнение принятых на себя обязательств.

6.6. Ход выполнения Соглашения освещается в средствах массовой информации Саратовской области, а также на ВЭП- ресурсах Viber, WhatsApp.

Ðåéòèíã@Mail.ru