СПАСТИ ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ ЗАВОД

Эта задача близка не только труженикам испытанного бренда Саратовской области

 

Как сохранить известное на весь мир энгельсское предприятие «Тролза»? Сегодня этот вопрос остро стоит перед руководством области, профсоюзами и коллективом завода. Но несмотря на попытки помочь Энгельсскому троллейбусному заводу, которые принимаются всеми сторонами, несмотря на поиск инвестора, критическая ситуация, к сожалению, усугубляется. Производство троллейбусов приостановлено, а коллектив по-прежнему в вынужденном простое. С 6 по 17 июня на заводе прошло первое сокращение штата. За несколько дней здесь было уволено 110 человек. Если ситуация не изменится, то в августе «Тролза» прекратит существование и под ударом окажутся все работники завода. Уведомления об увольнении по сокращению штата уже выданы каждому сотруднику. Хроника противостояния Первые тревожные события начались еще в июле и августе прошлого года. В это время на заводе происходит снижение оборотных средств на 250 млн рублей, из которых 150 млн - штрафы Государственной транспортной лизинговой компании и 107 млн - штрафы администрации Санкт-Петербурга за несвоевременную поставку троллейбусов. В последнем случае сумма денежного взыскания была оспорена и значительно снижена. В настоящий момент идет процедура возврата на завод 78 млн рублей, которые позволят «Тролзе» еще какое-то время продержаться. Спустя несколько месяцев после уплаты непомерного долга на заводе начались первые кратковременные простои, и стало ясно: справиться самим без помощи финансовых организаций не получится. Опасения работников оправдались: в октябре прошлого года был рассмотрен первый проект приказа о сокращении штата. На тот момент речь шла о возможном сокращении, которого на предприятии надеялись избежать.

Администрация завода начала, что называется, бить во все колокола и обратилась за помощью в профильные министерства, к мэру города, губернатору области. Сразу же откликнулся на обращение коллектива и посетил завод Александр Стрелюхин, возглавлявший в то время Энгельсский муниципальный район, а в областном правительстве по поручению главы региона была создана первая рабочая группа. Однако решение найдено не было…. С января 2019 года завод приостанавливает производство, и работников отправляют в вынужденный простой. В это время в региональном правительстве создается вторая рабочая группа. Однако ситуация на заводе продолжает оставаться критической, и 1 марта городской центр занятости населения получает первые официальные уведомления о планируемом сокращении 500 работников. Вскоре задержали генерального директора «Тролзы», было возбуждено уголовное дело по якобы имеющемуся эпизоду дачи взятки в 2015 году. Вслед за этим на заводе последовала череда проверок правоохранительных органов (за месяц 15 рейдов с опечатыванием помещений и изъятием документов). Безысходность положения работников стала еще более очевидной.

Произошедшие события ясно дали понять, что «Тролза» погибнет, если не принимать никаких мер. И руководство завода вместе с первичной профсоюзной организацией встречается с работниками, чтобы обсудить два варианта дальнейших действий – или разойтись по домам, бросив предприятие на произвол судьбы, или начать борьбу за его сохранение. «Мы решили всеми силами отстаивать завод, потому что такое крупное предприятие не должно закрыться», - говорит председатель первичной профорганизации Людмила Букина. Делая свой непростой выбор, актив предприятия понимал, что придется нелегко. Но другого пути никто не видел. После принятого решения заводчане перешли к активным действиям. Они провели два митинга в поддержку предприятия – в Энгельсе и Саратове, организовали акцию в социальных сетях «Тролзе» - жить!», где выступили с видеообращениями ко всем неравнодушным гражданам, направили письма с просьбой о помощи представителям высших эшелонов власти, в том числе нашему земляку – Председателю Государственной думы Вячеславу Володину.

Завод посещают губернатор Саратовской области и депутат Госдумы Николай Панков. Неоднократные встречи с коллективом проводит председатель Федерации профсоюзных организаций области Михаил Ткаченко. 26 апреля от имени Федерации были направлены официальные обращения о поддержке «Тролзы» в адрес Президента страны, Председателя Правительства, Полномочного Представителя Президента в ПФО и председателя Федерации независимых профсоюзов России. А во время первомайского шествия представители саратовских профсоюзов прошли по центральной улице Саратова с транспарантами в поддержку завода. Во время визита на предприятие Валерия Радаева (чего с надеждой ждали все сотрудники «Тролзы»), глава региона пообещал, что завод не закроется.

В настоящее время рабочая группа под руководством первого заместителя председателя правительства Вадима Ойкина ищет инвесторов, прорабатываются такие вопросы, как загрузка предприятия, получение кредитных ресурсов на пополнение оборотных средств, реструктуризация задолженности перед энергоснабжающими организациями. И комфортно, и красиво …Председатель профсоюзной организации Людмила Букина ведет меня по главному корпусу завода, - где, собственно, и производят троллейбусы. Обычно из-за сварки и грохота металла здесь стоит постоянный шум, но вот уже несколько месяцев в цехе непривычно тихо. - Здесь находится кузовное производство, которое состоит из нескольких участков. Самый первый – заготовительный. Именно сюда поступает металл, из которого изготавливают детали и мелкие узлы, - поясняет Людмила Николаевна. – На другом участке их сваривают, а уже в следующем сварщики собирают каркасы кузовов будущих троллейбусов, обшивают их металлом, устанавливают перегородки. Затем кузова троллейбусов поступают в малярный комплекс, где их грунтуют, обезжиривают и окрашивают. В сборочном производстве выполняются окончательные работы по установке мостов, колес, дверей, прокладке жгутов, приборов, остеклению и множеству других операций. Внешний вид троллейбуса – немаловажная деталь. Художники используют в своей работе творческий подход и создают подлинные произведения искусства. Окраска кузова, как правило, согласовывается с заказчиком. В основном, самым распространенным остается классический белый цвет. Но бывают и оригинальные пожелания. В течение многих лет меценат из Казани раз в год приобретает по одному троллейбусу, и каждый из них неповторим. Последний, например, был весь разрисован розами, с надписью: «Встреча, ставшая судьбой». Вот такие энгельсские троллейбусы благотворитель дарит своему родному городу в честь того, что со своей женой он познакомился… в троллейбусе. «Мы всегда любуемся такими красочными троллейбусами. Они делают жизнь людей не только комфортнее, но и ярче, украшая улицы городов», - отмечает Людмила Николаевна. Энгельсские машины можно увидеть в 84 городах нашей страны. Много заказов на их поставку в Севастополь. Более 200 наших троллейбусов перевозят пассажиров в Крыму, в этом году должны туда отправить еще 50 и такое же количество - в 2020-м. - Вы видели в кузовном производстве более десятка готовых металлических каркасов, предназначенных как раз для севастопольских троллейбусов, - напоминает Людмила Букина, продолжая экскурсию по основному производству. Моя собеседница признается, что руководство завода использует сейчас любую возможность для изготовления машин. - Если на завод поступают средства, то мы стараемся направлять их в производство. Нам нужно выпускать троллейбусы и зарабатывать деньги, прежде всего на зарплату своим работникам. Хотя большинство наших работников находится в вынужденном простое, им начисляется две трети среднего заработка, и эти деньги нужно обязательно выплачивать. Когда все комплектующие в наличии, один троллейбус можно изготовить в течение недели.

Предприятие имеет огромные производственные площади, специализированное оборудование, а главное, у людей есть желание работать. В прошлом месяце «Тролзе» удалось выпустить четыре троллейбуса, которые отправились в Курск. И для работников Энгельсского троллейбусного завода - это уже маленькая победа. Есть что отстаивать Одна из последних разработок конструкторов завода – электрический троллейбус, или электробус, на изготовление которого «Тролза», первая в России, получила сертификат установленного образца. В машине есть кнопки автоматического открывания двери, видеокамеры, кондиционеры, два монитора, USB-разъем для зарядки сотовых телефонов пассажиров и многое другое. Подъезжая к остановке, электробус «приседает», чтобы быть еще ниже, и наклоняется в сторону пассажиров. Подзарядившись, он способен проехать без подключения к контактной сети до 60 километров. Уникальные разработки энгельсских конструкторов востребованы в стране. Не так давно 200 таких машин приобрел Санкт-Петербург. В районе Исаакиевского собора сняли контактные линии; теперь вместо своих «рогатых» предшественников по маршруту курсируют на автономном ходу комфортабельные энгельсские троллейбусы. Да и тот факт, что за границей продукция «Тролзы» пользуется спросом, тоже говорит о многом. Четыре года назад завод вернулся на рынок Южной Америки и возобновил поставки в Аргентину. А в Греции, например, которая в свое время тесно сотрудничала с нашими производителями, энгельсские троллейбусы вот уже 40 лет возят пассажиров. И пусть эти машины морально устарели, а срок их эксплуатации давно истек, сейчас, как и много лет назад, они четко следуют по проложенным маршрутам, словно им нипочем ни время, ни пройденные километры пути.

Энгельсский «проводной» электротранспорт, помимо надежности и качества, имеет еще одно преимущество - разную ценовую политику. Не всегда городские бюджеты позволяют приобрести суперсовременные модели повышенной комфортности, поэтому «Тролза» готова производить машины попроще, по доступной цене. В год предприятие способно изготавливать по 400 - 500 троллейбусов. И вряд ли кто-то осмелится сказать, что это изживающий себя вид транспорта. Напротив! В отличие от автобусов и «Газелей», они не загрязняют окружающую среду. Кроме того они выполняют социальную функцию, поскольку ориентированы, прежде всего, на социально незащищенные категории населения – детей, пенсионеров, малоимущих. В планах у конструкторов «Тролзы» - разработать электрический автобус.

Вообще идей очень много, и все они, считает моя собеседница, должны быть воплощены. Поэтому главное сейчас – сохранить уникальных специалистов: конструкторов, сварщиков, сборщиков, на которых держится завод, чтобы можно было дальше работать и развиваться, выпускать экологический чистый вид транспорта для наших городов. На «Тролзе» убеждены, что только объединение усилий всех сторон, небезразличных к судьбе троллейбусного завода, поможет решить вопрос сохранения предприятия. Многие хотят помочь заводу, и работники чувствуют поддержку отовсюду, но вопрос упирается в финансирование. На первое время, чтобы завод заработал в полную силу, необходимо порядка 400 млн рублей оборотных средств, которые предприятие гарантирует вернуть через четыре-пять месяцев.

«Пусть всегда будет «Тролза!» Вместе с руководством предприятия первичная профорганизация во всеуслышание заявляет о проблемах завода, настойчиво ищет инвесторов, выходит на общественных деятелей. - Для себя другого выбора я не могу сделать, - признается профсоюзный лидер. - Это мой родной завод, куда я пришла 40 лет назад студенткой политехнического института. Здесь более 30 лет проработали мои родители, трудился мой брат, муж, зять. Как я могу остаться в стороне? Когда встал вопрос – просто промолчать и дать закрыться заводу или противостоять обстоятельствам - я решила для себя бороться до конца, невзирая ни на что. Заводчане смотрят на профком и руководство с надеждой, ждут реальных шагов. В июне началось сокращение – это очень тяжелый процесс. Но люди с пониманием относятся к происходящему и верят, что однажды завод заработает в полную мощь, и они снова сюда вернутся. Поэтому я чувствую личную ответственность за наше предприятие и наш сплоченный коллектив. Тревогу за судьбу завода разделяют и ветераны завода, их более 600 человек.

Все они – бывшие работники предприятия, среди которых участники войны и труженики тыла. Клавдия Степановна Смирнова, например, которая всю жизнь посвятила «Тролзе», работала здесь с первых дней. В 1941 году молодой девчонкой она приехала в Энгельс с первыми эшелонами Брянского вагоностроительного завода и выпускала снаряды для фронта. Бывший директор предприятия Артур Иванович Михель более 50 лет отдал троллейбусостроению, о нем можно написать книгу. «Такая богатая история у предприятия! Такие легендарные личности! Ну как не бороться за такой завод?» - восклицает Людмила Букина. Но эта борьба заключается не только в действиях, направленных на сохранение «Тролзы», но и в поддержке корпоративного духа. Накануне Дня Победы профсоюзная организация, следуя многолетней традиции, устроила перед проходной завода митинг и полевую кухню. Пришли и ветераны предприятия, и сотрудники с детьми – около 300 человек, и для них это был маленький, по-настоящему добрый праздник, который еще крепче объединил целые поколения заводчан. Совсем недавно поддержку заводу оказали дети сотрудников. В преддверии Дня защиты детей «первичкой» был объявлен конкурс детского рисунка «Пусть всегда будет «Тролза»!». 30 ребят нарисовали трогательные рисунки, которые украсили стенд в сборочном цехе. На одной из работ-победителей изображен земной шар в виде в виде колеса, внутри него – рабочие мозолистые руки, а вокруг - флаги тех государств, куда поставлялись энгельсские машины. Еще один рисунок, занявший призовое место, символизирует преемственность двух заводов – ЗиУ и «Тролзы». На нем нарисован самый первый троллейбус, который ездил по улицам Саратова 50 лет назад, и последняя модель электробуса. Дети не понаслышке знают о знаменитых энгельсских троллейбусах, которые производят их родители. Они – частые гости на предприятии. Нередко приходят сюда на экскурсии, участвуют в концертах для заводчан. Дети наряду со своими мамами и папами переживают за завод, и считают, что троллейбусы «Тролзы» - самые лучшие в мире. В рисунках ребята отразили уникальность завода и выразили свою надежду на его сохранение. Хочется верить, что эти детские мечты, воплощенные на бумаге, обязательно станут символом не только настоящего, но и будущего «Тролзы».

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/spasti-trolleybusnyy-zavod.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

10:52 20 июня 2019

Ðåéòèíã@Mail.ru