Резолюция Х съезда ФНПР "О реформировании системы обязательного социального страхования Российской Федерации"

Приложение № 7
к постановлению X съезда ФНПР

Резолюция Х съезда ФНПР
О реформировании системы обязательного социального
страхования Российской Федерации

 

Х съезд Федерации Независимых Профсоюзов России считает обязательное социальное страхование адекватной системой социальной защиты наёмных работников в рыночной экономике. Эффективность этой системы проверена многолетним отечественным и зарубежным опытом.
Затянувшаяся на тридцать лет реформа не завершена до настоящего времени, не урегулированы такие важные для функционирования системы вопросы как:
- разграничение институтов обязательного социального страхования и государственной социальной помощи;
- установление природы и образования средств обязательного социального страхования, имущества системы, их назначения, а также прав распорядителя;
- определение условий, порядка передачи государственных средств и имущества в систему обязательного социального страхования; особенности управления ею, порядок взаимодействия с государственными и финансовыми институтами;
- принципы охвата социальным страхованием трудозанятого населения, а также соотношения обязательности и добровольности, государственного и общественного и ряд других.
Разные позиции социальных партнеров по вопросам реформирования социального страхования оказывают существенное влияние на эффективность страховой защиты наёмных работников, тормозят развитие нормативной базы.
Отсутствие консенсуса привело к неполной ратификации Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения».
В числе исключённых оказалась такая важная для наёмных работников позиция как страхование от безработицы.
Тенденция сокращения объемов и снижения уровня страховой защиты прочно входит в практику деятельности Правительства Российской Федерации.
Наиболее ярко это проявляется в следующих вопросах:
- неоднократно начинаемая пенсионная реформа, так и не завершена;
- в течение многих лет не обеспечивается замещение утраченного заработка работника на минимально рекомендуемом уровне 40 процентов;
- покупательная способность пенсии низкая, средняя пенсия всего в полтора раза превышает прожиточный минимум пенсионера;
- Правительство Российской Федерации приняло решения отказаться от индексации пенсий работающим пенсионерам и повысить пенсионный возраст;
- не восстановлен порядок расчета пособий, введение двухлетнего периода определения среднего заработка сократило размер реального пособия;
- в течение многих лет не решается вопрос включения в ОМС лекарственного страхования, организационные издержки ведут к росту платных услуг.
Имеющиеся недостатки в организации обязательного социального страхования наёмных работников особенно заметны на фоне низкого роста их доходов, слабой динамики развития рынка труда и его мобильности.
Х съезд ФНПР отмечает, что на данном этапе социально-экономического развития страны нет альтернативы обязательному социальному страхованию ‒ проверенной временем форме защиты наёмных работников и считает необходимым добиваться:
- развития системы обязательного социального страхования на страховых принципах, обеспечения финансовой устойчивости внебюджетных социальных фондов, их автономии от решения бюджетных задач, разграничения функций социального страхования и государственной социальной помощи;
- закрепления за внебюджетными социальными фондами статуса специализированных некоммерческих организаций, определения механизмов участия социальных партнёров в управлении системой обязательного социального страхования и контроля за формированием и целевым расходованием страховых средств;
- законодательного исключения накопительной составляющей из системы государственного обязательного пенсионного страхования, отказа от политики административного и налогового давления при формировании накопительных систем, а также вовлечения в эти системы наёмных работников исключительно на добровольной основе;
- последовательного роста заработной платы работников на основе увеличения её доли в национальной экономике;
- установления реального потребительского бюджета пенсионеров на уровне их фактических расходов;
- сохранения института обязательного социального страхования досрочных пенсий, в том числе для работающих в тяжелых, вредных, опасных и особо опасных условиях труда; жителей Крайнего Севера и приравненным к ним местностей; работников здравоохранения, образования и культуры;
- актуарного определения тарифов страховых взносов во внебюджетные социальные фонды, с участием социальных партнёров, на уровне, обеспечивающим выполнение страховых обязательств;
- исключения агентских функций и связанных с этим расходов из деятельности пенсионного и других внебюджетных социальных фондов России‚ как не имеющих отношения к выполнению ими страховых обязательств;
- восстановления индексации пенсий работающим пенсионерам;
- завершения пилотных проектов Фонда социального страхования Российской Федерации по прямым выплатам застрахованным лицам и внедрению электронного больничного листка;
- восстановления оптимального расчетного периода для пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- исключения пособий и выплат за счет средств обязательного социального страхования из налогооблагаемой базы для исчисления НДФЛ;
- ратификации IV раздела «Пособия по безработице» 102 Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» и введение обязательного страхования от безработицы.
Для обеспечения контроля вышеназванных вопросов членским профсоюзным организациям осуществлять мониторинг.

 

Ðåéòèíã@Mail.ru