Саратовское объединение профсоюзов
Исполком ФНПР на своем заседании  22.06.2011 г.( пр. № 4-1) рассмотрел вопрос «Об итогах первомайской акции профсоюзов в 2011 году «За достойные рабочие места  и заработную плану!» и под-готовке к акции профсоюзов 7 октября 2011 года в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд». В принятом постановлении от-мечено: считать целесообразным поддержать решение МКП о прове-дении Всемирного дня действий «За достойный труд» в октябре 2011 года. 
Ежегодная международная акция «За достойный труд!», проводимая по решению Генерального совета МКП с 2008 года более чем в 130 стра-нах мира, признана днем борьбы  работников в защите социально-трудовых прав и интересов. 
В период сложной посткризисной финансово-экономической ситуации в России и других государствах для трудящихся по-прежнему акту-альными остаются вопросы обеспечения всех граждан правом на достойный труд, преодоление бедности и неравенства, миграционных диспропорций, занятости населения.
Принципы международной профсоюзной солидарности и внутрен-няя ситуация в России предполагают необходимость участия членских организаций Федерации Независимых Профсоюзов России в акции.
Учитывая опыт проведения акции, а также в  целях привлечения внимания к решению вопросов организации, оплаты, охраны труда, со-блюдения социальных гарантий работников на предприятиях, развития социального партнерства
Президиум Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
 
1. Провести с 3 по 7 октября т.г. собрания в первичных профсоюз-ных организациях с повесткой дня «За достойный труд!». Проанализиро-вать выполнение коллективных договоров в части нарушения прав работающих. При необходимости провести пикетирование у предприятий. Привлекать молодежные советы для подготовки и участия в проводимых собраниях, акциях.
2. Областным организациям профсоюзов провести собрания профсоюзного актива, заседания коллегиальных органов с приглашением представителей органов исполнительной власти с повесткой дня «Достойный труд!». О принятом решении информировать Федерацию проф-организаций до 28 сентября т.г.
До 10 октября т.г. проинформировать президиум Федерации о проделанной работе.
3. Координационным советам организаций профсоюзов на своих заседаниях обсудить вопросы выполнения территориальных соглашений с приглашением представителей органов местного самоуправления, исполнительной власти муниципальных районов.
4. Провести 7 октября т.г. в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!» заседание Совета Федерации с повесткой дня: «О защите социально-трудовых прав и интересов трудящихся».
 
- Для участия в работе заседания Совета Федерации профорганизаций области кроме членов Совета Федерации и членов Контрольно-ревизионной комиссии Федерации пригласить председателей координационных советов организаций профсоюзов, председателей райкомов, горкомов профсоюзов, председателей профорганизаций, профсоюзный актив, представителей правительства, областной Думы, работодателей. Всего 150 чел.
 
- План подготовки и проведения заседания Совета Федерации утвердить (прилагается).
 
Председатель Федерации М.В.Ткаченко

О повышении качества информационной работы, проводимой членскими организациями Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, в соответствии с Резолюцией VII съезда ФНПР по информационной работе

 
Обсудив информацию пресс-центра аппарата Федерации профсоюзных организаций Саратовской области «О повышении качества информационной работы, проводимой членскими организациями Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, в соответствии с Резолюцией VII съезда ФНПР по информационной работе»,  Президиум Федерации профсоюзных организаций Саратовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. В целях реализации решений VII съезда ФНПР, Концепции информационной политики ФНПР считать одной из основных задач профсоюзных организаций всех уровней повышение качества информационной работы.
Используя возможности современных информационных технологий, проводить работу по:
- разъяснению целей и задач профсоюзного движения, привлечению внимания общества к проблемам, решения которых добиваются профсоюзы, формированию общественного мнения в интересах трудящихся и профессиональных союзов;
-распространению информации о деятельности профсоюзов на территории Саратовской области, об организации и проведении коллективных действий, их целях, задачах и результатах;
-обеспечению оперативной информационной связи между профсоюзными организациями всех уровней, постоянной информированности профсоюзного актива о деятельности профсоюзных органов, об оценке общественно-политической ситуации с позиций профсоюзов, о передовом опыте работы профсоюзных организаций.
2. Областным организациям профсоюзов:
-оперативно информировать пресс-центр Федерации профсоюзных организаций о происходящих событиях, о мероприятиях, проводимых профсоюзными организациями, их выборными органами; предоставлять информацию для размещения в «Вестнике профсоюзов», на сайте Федерации профсоюзных организаций Саратовской области; 
-организовать подписку на центральную профсоюзную газету «Солидарность» в каждую первичную профсоюзную организацию, начиная со II полугодия 2011 г.; 
-рассмотреть на заседаниях выборных профсоюзных органов вопросы создания веб-сайтов. 
3. Президиуму Федерации, областным организациям профсоюзов и отделам аппарата Федерации:
-возобновить практику издания информационно-методического материала (плакаты, брошюры, буклеты) по основным направлениям профсоюзной деятельности;
-перед проведением коллективных действий профсоюзов издавать агитационные материалы для использования их в каждой первичной профсоюзной организации. 
 
Председатель Федерации М.В. Ткаченко
 

 

Информация на заседание Президиума

«О повышении качества информационной работы, 

проводимой членскими организациями Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, в соответствии 

с Резолюцией VII съезда ФНПР по информационной работе»

 

На VII съезде ФНПР была принята Резолюция «Информационная работа: ориентир на члена профсоюза». Областные организации профсоюзов проводят определенную работу в этом направлении, в том числе по повышению качества информационной деятельности. 

В 2010-2011 г.г. вопросы информационной работы рассматривались на заседаниях выборных органов областных организаций профсоюзов работников народного образования и науки, химических отраслей промышленности, культуры, связи, строительства и промстройматериалов, машиностроения, радиоэлектронной промышленности, «Электропрофсоюза», «Торгового Единства», Нефтегазстройпрофсоюза, авиационной промышленности. 

Областные организации профсоюзов, многие первичные профсоюзные организации обеспечены компьютерами, у большинства из них имеется выход в Интернет. Это позволяет оперативно осуществлять обмен информацией о деятельности выборных органов всех профсоюзных структур. Областные организации профсоюзов работников народного образования и науки, строительства и промышленности стройматериалов, Нефтегазстройпрофсоюза, «Электропрофсоюза» и др. постоянно используют в своей работе электронную рассылку документов для информирования первичных профсоюзных организаций.  

В каждой областной организации профсоюза есть ответственный за информационную работу. 

В условиях современной действительности одним из важных факторов информационной работы профсоюзов является наличие собственного веб-сайта в Интернете. Собственные веб-сайты есть у областных организаций профсоюзов работников народного образования и науки, Нефтегазстройпрофсоюза, ряда районных и городских организаций областной организации Профсоюза работников народного образования и науки. В стадии разработки находится веб-сайт областной организации профсоюза работников здравоохранения. В дальнейшем каждая первичная профсоюзная организация отрасли на этом сайте сможет создать свою страницу. 

Некоторые организации, не имеющие собственные веб-сайты, размещают информацию о своей деятельности на сайтах Центральных комитетов профсоюзов, Федерации профсоюзных организаций Саратовской области. Территориальная организация «Роспрофжел» постоянно размещает информационные материалы о своей работе на сайтах Роспрофжела, Дорпрофжела на Приволжской железной дороге.

Профсоюзные организации ряда отраслей используют возможности корпоративных сайтов для размещения информации о своей деятельности.  Положительный опыт работы в этом направлении имеется у первичных профсоюзных организаций областных организаций профсоюзов работников народного образования и науки РФ, здравоохранения. 

Продолжает оставаться популярным традиционное информирование о деятельности профсоюзов посредством размещения информации на профсоюзных стендах в первичных профсоюзных организациях, издания и распространение бюллетеней по основным направлениям работы. Областная организация Профсоюза машиностроителей РФ в марте т.г. провела конкурс на лучший профсоюзный информационный стенд в целях активизации информационной работы первичных профсоюзных организаций. 

Информационные листки регулярно издают областная организация профсоюза работников строительства и промстройматериалов, отраслевая территориальная организация «Электропрофсоюза», областная организация профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания, областная организация профсоюза «Торговое Единство».

Многие организации профсоюзов используют возможности корпоративной прессы для размещения информации о профсоюзной работе. Областные организации профсоюзов работников народного образования и науки, химических отраслей промышленности, авиационной промышленности,  АПК, Нефтегазстройпрофсоюза, госучреждений и общественного обслуживания регулярно направляют материалы о своей деятельности в журналы и газеты, издаваемые Центральными комитетами профсоюзов. Территориальная организация «Роспрофжел» размещает свои статьи в газетах «Гудок», «Сигнал» и «Железнодорожник Поволжья», первичные профсоюзные организации предприятий химических отраслей промышленности – в корпоративных газетах «Прогресс» (ОАО «Балаковорезинотехника»), «Доброе дело» (ООО «Балаковские минеральные удобрения»), «Нефтепереработчик» (ОАО «Саратовский НПЗ»).  Первичные профсоюзные организации авиационной промышленности регулярно публикуют материалы о профсоюзной деятельности на страницах многотиражных газет «Авангард и «Сигнал», объединенная профсоюзная организация ООО «Газпромтрансгаз Саратов» – в корпоративной газете «Голубая магистраль». Первичная профсоюзная организация ОАО «НПП «Контакт» использует для информирования членов профсоюза заводскую радиогазету. На ФГУП «НПП «Алмаз» Молодежный совет выпускает на предприятии газету, в которой отражается работа профсоюзной организации.

Наряду с традиционными используются и новые формы информационной работы. Например, областная организация профсоюза работников народного образования и науки создала объединение внештатных корреспондентов обкома профсоюза, заключила договоры о сотрудничестве с 32 муниципальными газетами. Активно сотрудничают с районными средствами массовой информации Балашовская, Вольская, Энгельсская районные организации профсоюза работников здравоохранения.

В Резолюции VII съезда ФНПР, постановлении V отчетно-выборной конференции Федерации профсоюзных организаций Саратовской области говорится о необходимости качественного увеличения подписки на центральную профсоюзную газету «Солидарность». В Саратовской области на первое полугодие 2011 г. оформлена подписка на 217 экз., в том числе по почтовым каталогам - 74 экз., через редакционную подписку – 143 экз. Редакционную подписку оформили областная организация профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания (32 экз.), территориальная организация «Электропрофсоюза» (25 экз.), территориальная организация Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Саратовском отделении Приволжской ж/д (30 экз.), первичная профсоюзная организация ОАО «СЭПО» (40 экз.), первичная профсоюзная организация филиала ФГУП "Ведомственная охрана ж/д транспорта РФ" на Приволжской ж/д (10 экз.), областная организация профсоюза работников связи (6 экз.).

Информационная деятельность, проводимая областными организациями профсоюзов, свидетельствует, что все предпосылки для повышения качества информационной работы у членских организаций Федерации профсоюзных организаций Саратовской области есть. 

Вместе с тем, наряду с положительным опытом в осуществлении информирования членов профсоюзов имеется ряд недостатков. В пресс-центр Федерации профсоюзов области практически не поступает информация о мероприятиях, проводимых областными организациями профсоюзов, об актуальных проблемах, существующих в отраслевых профсоюзах, требующих информационного освещения.

Подписка на центральную профсоюзную газету «Солидарность» остается низкой. При условии выполнения Резолюции VII съезда ФНПР по информационной работе, постановления V отчетно-выборной конференции Федерации в нашей области она должна составлять в целом не менее трех тысяч экземпляров.

Пресс-центр аппарата 

Федерации профсоюзных организаций 

Саратовской области

 

 

Николай Тимофеев, председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

 «Модернизацию не надо проводить за счет учителей»

 О том, какие вопросы сегодня находятся в центре внимания областной организации Профсоюза работников народного образования и науки, – наша беседа с председателем областной организации профсоюза Николаем Николаевичем Тимофеевым.

 -Не так давно премьер-министр Владимир Путин объявил о предстоящем в сентябре значительном повышении заработной платы учителям. В Саратовской области принимаются уже какие-то меры для реализации этого решения, проводится ли подготовительная работа?

 -Эта инициатива премьера была рассмотрена и на профсоюзном активе, обсуждали ее совместно с депутатами, министерством образования области. Суть заключается в следующем. Саратовской области на оборудование, ремонт школ выделяется из федерального бюджета 395 млн. руб. Высвобожденные средства областного бюджета будут направлены на повышение заработной платы учителей с 1 сентября этого года. В первую очередь ставится задача довести зарплату учителей до средней заработной платы в экономике. В нашей области это будет легче проходить, чем в других территориях, потому что у нас в 2009 году в два раза повысилась заработная плата, и сейчас она составляет  около 75% от средней зарплаты в экономике. Сегодня средняя зарплата учителей составляет около 13 тысяч, среднюю заработную плату по области планируется довести до 16300 рублей. Сейчас идет подсчет в министерстве образования. В июне мы узнаем, на сколько увеличится заработная плата педагогов.

 -В принципе, из всех категорий работников образования учителя не относятся к категории самых обиженных. Опять решается вопрос повышения их заработной платы. А как обстоит дело с повышением заработной платы других работников образования?

- Учитель – это главное действующее лицо в образовательном процессе. Конечно, это правильно, что им в первую очередь повышают заработную плату. Правильно, но не совсем справедливо. Потому что в образовательном процессе принимаю участие не только учителя, но и воспитатели, социальные педагоги, психологи и другие педагогические работники, воспитатели дошкольных учреждений. Сейчас на федеральном уровне ведутся переговоры о том, что необходимо принять решение о вторичной общей индексации заработной платы работников бюджетной сферы. Вроде бы, эти переговоры идут успешно, находятся точки соприкосновения. Может быть, накануне выборной кампании что-то и получится. На последнем заседании президиума Центрального совета профсоюза этот вопрос рассматривался и поставлена следующая задача. Переговоры ведутся до осени. Если осенью не будет принято никакого решения, могут проходить осенние коллективные действия. Предполагается, что резкое повышение зарплаты будет в начале 2012 года. Но никаких конкретных решений по этому поводу нет.

 -Николай Николаевич, обком профсоюза использует все возможности для того, чтобы добиться повышения заработной платы работников дошкольного образования – тем, кому не положена губернаторская доплата.  Вы выступили с инициативой о введении доплаты поварам, медицинским работникам дошкольных учреждений. Как решается этот вопрос?

-Прошло заседание комитета областной думы, идет серьезный спор. Депутаты областной думы, профсоюзы и вся общественность считают, что это справедливо – дать доплату не только воспитателям, но и другим работникам, которые также постоянно работают с детьми. Возражает против этого министерство образования, мотивируя тем, что денег в бюджете нет, хотя сумма и невелика – около 19 млн. руб. Сейчас этот вопрос вынесен на рассмотрение областной Думы в первом чтении. Радует, что есть поддержка от депутатов. Главное – политическая воля в решении данного вопроса у законодательной власти есть.

 -Какие вопросы еще стоят на повестке дня областной организации профсоюза?

-Серьезная проблема заключается в том, что на территории нашей области начиная с 2010 стало затруднено прохождение повышения квалификации, курсовой переподготовки учителей. С 2010 г. начали с учителей требовать деньги в размере от 3,5 до 5 тысяч рублей для того, чтобы пройти курсы повышения квалификации, которые по закону должны быть бесплатными. Мотивируют это тем, что Институт повышения квалификации стал автономным учреждением, ему надо зарабатывать. Причем министерство образования области политику поддерживает, ссылаясь на то, что на повышение квалификации в бюджете не заложены денежные средства в том количестве, в котором необходимо. Мы не возражаем против того, чтобы Институт зарабатывал, но только не на учителях. Не надо модернизацию проводить за счет учителей. Мы категорически возражаем против такой позиции. Если ситуация не изменится – будем обращаться к губернатору.

 Е. Григорьева

Конструктивные отношения между сторонами социального партнерства помогли нашей области пройти острую фазу экономического кризиса без социальных потрясений.

 Итоги прошлого и начала 2011 года показывают, что экономика постепенно выходит из финансового кризиса. В нашей области темпы роста объемов производства большинства секторов экономики, рынка труда и доходов населения выше, чем в целом по России.  

 Вместе с тем  ситуация остается все еще сложной.

 Экономика до сих пор не восстановилась, ее развитие остается неустойчивым. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, находятся в угнетенном состоянии. Предприятия реального сектора экономики испытывают серьезные трудности в связи с безудержным ростом тарифов на электроэнергию, газ, тепло железнодорожные перевозки, недостатком квалифицированных рабочих, отсутствием оборонного заказа.

 Высокая дифференциация доходов, бедность работающего населения по-прежнему актуальны.

 Растет число детей, проживающих в бедных семьях, в которых доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума.

 Рост цен на основные продукты питания (масло,  сыр, молоко, крупы, картофель, овощи, сахар) в прошлом году, в первом квартале текущего года опережает рост зарплаты. Цены на бензин, электроэнергию - почти на уровне мировых.

 Не улучшается соотношение  заработной платой работников отраслей социальной сферы с заработной платой работников обрабатывающих производств.

 Государственные гарантии по минимальной заработной плате находятся на запредельно низком уровне. Правительство России на протяжении девяти лет всячески оттягивает принятие закона о сроках доведения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума.

 Зарплата в малом бизнесе уходит в тень.

 Повышение с 1 июня текущего года оплаты труда в бюджетном секторе на 6,5% не позволит компенсировать рост цен на товары и услуги.

 Пособие по безработице, стипендии студентам не пересматривались уже несколько лет. Обещанное Правительством страны повышение стипендий студентам с 1 сентября текущего года на 99 рублей явно недостаточно.

 Число безработных в последние месяцы остается на одном уровне. Качество вакансий остается низким. В ближайшие месяцы с предприятий области планируется к высвобождению еще 2,3 тыс. человек. В режиме неполной занятости сегодня работает 4,1  тыс. чел.

 Расширяется сфера применения платных услуг в образовании и здравоохранении.

 Ухудшилось положение с оздоровлением детей работников.

 Повышение тарифов на услуги ЖКХ опережает уровень инфляции.

 

Участники митинга требуют

от органов законодательной и исполнительной власти,

от работодателей:

- обеспечить эффективную полную занятость работников, трудоустройство выпускников учебных заведений, сохранение и создание новых высокотехнологичных рабочих мест с достойной оплатой;

- принять закон о запрете заемного труда;

-обеспечить своевременное доведение оборонного заказа до предприятий;

- принять закон об установлении  минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума;

-довести тарифную часть зарплаты до уровня МРОТ, увеличить постоянную часть зарплаты до 70 процентов;

-провести индексацию заработной платы работников бюджетной сферы, внебюджетного сектора экономики, стипендий студентам, социальных доплат к пенсии на уровне не ниже фактической инфляции;

-существенно повысить размеры стипендий студентов и аспирантов;

-повысить минимальный размер пособия по безработице не менее чем в три раза;

-восстановить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц;

-освободить от налогообложения заработную плату ниже прожиточного минимума;

-принять меры по повышению реальной ответственности работодателей за «конвертные зарплаты» и несвоевременную оплату труда;

-сохранить доступность бесплатного образования и здравоохранения;

-поставить работу жилищных управляющих компаний под контроль органов власти, обеспечить прозрачность их работы;

-ограничить предельный размер платы за жилищно-коммунальные услуги 15 процентами совокупного дохода семьи с учетом корректировок; повышение тарифов увязывать с показателем инфляции.

 

Принято 1 мая 2011 года,  г. Саратов

В России 1 мая – традиция профсоюзного движения, которая собирает в своих рядах работников предприятий различных отраслей экономики с главным требованием о достойном труде, ключевыми элементами которого являются обеспечение полной занятости населения, достойная заработная плата, надежные социальные гарантии и стимулирование работников, нормирование труда, оборудование рабочих мест в соответствии с высокими технологиями и стандартами безопасности. Без учета социально-экономических интересов трудящихся невозможен эффективный курс на модернизацию экономики страны.
В настоящее время ситуация на рынке труда остается сложной. Высокая дифференциация доходов и низкая доля фонда оплаты труда в ВВП свидетельствуют о том, что интересы небольшой группы предпринимателей ставятся выше интересов большей части населения. Введение новых систем оплаты труда в бюджетной сфере не привело к значительному росту заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений, а ее индексация отстает от темпов роста потребительских цен.
Наступления на социально-трудовые права и экономические интересы трудящихся, тенденции урезания их конституционных гарантий, в том числе нарушение принципа вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Такая тенденция противоречит международному и российскому законодательству.
В современной России существует потребность в таком регулировании прав работников, которое продолжило бы укрепление принципов демократии, гуманизма и справедливости в сфере трудовых отношений.
Итоги работы профсоюзов, отраженные в программных документах и резолюциях VII Съезда ФНПР, демонстрируют необходимость дальнейшего укрепления профсоюзного движения с целью защиты социально-экономических прав и интересов трудящихся.
Поддерживая традиции профсоюзного движения и последовательно выступая за воплощение принципов достойного труда как базовой экономической и социальной ценности, против политики сдерживания роста оплаты труда, Исполнительный комитет ФНПР постановлением от 16.02.11 г. пр. 1-4 объявил 1 мая 2011 года Днем коллективных действий профсоюзов.
Рассмотрев сложившуюся ситуацию в области, а также постановление Исполкома ФНПР, президиум Федерации    ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Поддержать решение Исполкома ФНПР о проведении 1 мая коллективных действий профсоюзов под девизом "За достойные рабочие места и заработную плату!".
2. Провести в г. Саратове 1 мая т.г. шествие-митинг со следующими лозунгами:
За достойную зарплату, справедливые социальные гарантии!
Качественному труду – достойная  зарплата!
Доходам россиян – реальный рост!
Сбор участников в 9.00 на проспекте Кирова между улицами Вольской и Чапаева. Начало движения 9.15 по пр. Кирова до ул. М.Горького,  по ул. М.Горького до ул. Московской, по ул. Московской на Театральную площадь.
Начало митинга в 10.00 окончание в 11.00. 
3. Рекомендовать для использования в ходе массовых акций общие первомайские лозунги профсоюзов (приложение № 1).
4. Назначить уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению шествия-митинга:
 
Березюка В.Г.- председателя областной организации профсоюза работников жизнеобеспечения
  
УсанкинаМ.П. - председателя областной организации профсоюза работников строительства и  промстройматериалов
 
Киселева А.П. - председателя областной организации профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства
 
Ответственным за обеспечение общественного порядка назначить Качанова  А.И. – председатель областной организации профсоюза работников АПК.
Назначить ответственными за использование звукоусиливающей аппаратуры Семенцова Н.М., Матюшкина А.А.
Просить областную организацию профсоюза работников здравоохранения заключить договор со службой скорой помощи на обслуживание участников шествия-митинга. Поручить проведение этой работы: Дурнову В.П., Колотовой Г.Н.
5. Членским организациям Федерации, районным, городским организациям профсоюзов:
- рассмотреть на заседаниях коллегиальных органов вопросы подготовки и проведения первомайской акции профсоюзов в соответствии с настоящим постановлением;
- провести разъяснительную работу среди трудящихся и особенно молодежи о целях и задачах коллективных действий;
- активно использовать средства массовой информации в ходе подготовки и проведения акции;
- изучить на местах в трудовых коллективах вопросы участия в акции, организовать участие в акции в г. Саратове не менее 3 тыс. человек;
- обеспечить соблюдение определенного действующим законодательством порядка проведения публичных мероприятий, предусмотреть необходимые меры по недопущению при их проведении провокационных и экстремистских действий.
6. Правовому отделу аппарата Федерации (Лопатникову Г.В.) подготовить все необходимые документы по оформлению уведомления на проведение шествия-митинга.
7. Молодежным советам членских организаций обеспечить активное участие молодежи в подготовке и проведении первомайской акции профсоюзов.
8. Областным организациям профсоюзов:
 выдвигать дополнительные лозунги, исходя из ситуации в отрасли и регионе с учетом требований трудящихся;
до 8 апреля т.г. сообщить Федерации профсоюзных организаций Саратовской области о принятом решении:
- об участии в акции; 
- о количестве участников; 
- о количестве лозунгов, флагов, транспарантов; 
- о количестве задействованных транспортных средств; 
- предложения по выступающим; 
- об ответственных в колоннах.
9. Отделу социально-трудовых отношений подготовить проект резолюции митинга.
10. Президиуму Федерации профорганизаций направить выдвинутые в ходе коллективных действий требования и резолюцию представителям соответствующих органов государственной власти, местного самоуправления и объединениям работодателей и обеспечить контроль за их рассмотрением.
11. Координационным советам организаций профсоюзов муниципальных районов области обсудить на своих заседаниях постановление президиума Федерации, принять решение о проведении акции на местах. О принятых решениях информировать Федерацию профсоюзных организаций  Саратовской области до 15 апреля т.г.
12. Пресс-центру аппарата Федерации обеспечить эффективное взаимодействие со средствами массовой информации для организации позитивного освещения акции.
13. Утвердить план подготовки и проведения акции профсоюзов (приложение № 2).
14. Президиуму Федерации профорганизаций обобщить итоги проведения  первомайской акции и рассмотреть этот вопрос на своем заседании. 
Отделу организационной работы аппарата Федерации направить в ФНПР информацию о подготовке и итогах проведения первомайской  акции по утвержденной форме.
 
 
Председатель Федерации   М.В.Ткаченко
 
 
 
Приложение № 1 к постановлению
президиума Саратовского областного
объединения организаций профсоюзов 
"Федерация профсоюзных организаций
Саратовской области" от 01.04.2011 г.
пр. № 1 
 
 
Общие первомайские лозунги профсоюзов,
рекомендуемые для использования в ходе массовых акций
 
Реформы Правительства – на повышение уровня жизни населения!
«МЫ не хотим платить за ВАШ кризис!»
Доходы от богатств России – на благо россиян!
Качественному труду – достойная зарплата!
Ратифицировать Конвенцию МОТ 102 «О минимальных нормах социального обеспечения!»
«НЕТ инфляции! «ДА индексации!
Кризисной экономике – антикризисные социальные гарантии!
Федеральному закону о молодежной политике – ДА!
Не будь заложником «серой» зарплаты – требуй полный расчет через кассу!
Сильные профсоюзы – справедливое общество!
НЕТ – росту тарифов и цен! ДА – росту зарплат, пенсий и пособий!
Антикризисные меры в интересах человека труда!
За достойную зарплату, справедливые социальные гарантии!
Восстановить обязательное страхование от безработицы!
Миграционные процессы – под контроль профсоюзов!
В благосостоянии трудящихся – будущее экономики страны!
Доходам россиян – реальный рост!
Требуем достойного будущего нашим детям, достойного настоящего – нашей молодежи!
Тарифы ЖКХ под жесткий контроль общества!
Человеку труда – уважение и достойную зарплату!
ФНПР – интернациональное братство народов России!
Отмена стипендий – нищета среди молодежи!
Пенсионерам и студентам – заботу государства!
За задержку зарплаты в тюрьму!
Требуем принять Закон «Исаева-Тарасенко» в защиту трудовых прав!
Растут цены – должна расти и зарплата!
Нет росту цен на топливо!

Избрать Президиум Саратовского областного объединения организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области»  в количестве 15 человек в следующем составе:

Ткаченко Михаил Викторович- председатель Федерации

Постельга Эдуард Александрович- заместитель председателя Федерации

Белякова Наталия Сергеевна - председатель профсоюзной организации ОАО «НПП «Контакт», председатель областной организации профсоюза работников  радиоэлектронной промышленности

Быстров Виктор Васильевич- председатель регионального совета трудящихся авиационной промышленности

Дмитриева Вера Николаевна- председатель областной организации профсоюза работников культуры

Дурнов Виктор Петрович - председатель областной  организации профсоюза работников здравоохранения

Качанов Александр Иванович - председатель территориальной организации  профсоюза работников агропромышленного комплекса

Киселев Алексей Павлович- председатель областной организации профсоюза работников нефтяной и газовой отраслей  промышленности и строительства

Колесников Владимир Петрович - председатель  территориальной организации  профсоюза «Роспрофжел»

Разборова Татьяна Михайловна- председатель областной организации профсоюза работников торговли, общественного питания и предпринимательства «Торговое  Единство»

Ралко Наталья Александровна - председатель первичной профсоюзной организации Территориального управления по теплоснабжению в г. Саратов

Разумкина Галина Алексеевна - председатель областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания

Тимофеев Николай Николаевич - председатель областной организации профсоюза работников народного образования и науки

Усанкин Михаил Павлович - председатель областной организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов

Шитова Валентина Владимировна - председатель областной организации профсоюза работников связи

Заслушав и обсудив отчет о работе Совета Саратовского областного объединения организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» за период с апреля 2009 г. по март 2011 г., конференция отмечает, что деятельность профобъединения осуществлялась в сложных социально-экономических условиях из-за негативного воздействия глобального финансового и экономического кризиса. 
В отчетном периоде основные усилия Федерации профсоюзных организаций области были направлены на обеспечение занятости работников, на сохранение в разгар кризиса в реальном секторе экономики существующих условий оплаты труда и обеспечение ее роста на стадии оживления экономики, на доведение минимальных гарантий по заработной плате до прожиточного минимума. Принимались меры по совершенствованию новых систем оплаты труда в бюджетных организациях по очищению МРОТа от стимулирующих и компенсационных выплат, по сохранению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в процессе их монетизации, по уменьшению квот на иностранную рабочую силу, по повышению качества коллективных договоров и соглашений. 
Совместными действиями органов власти, работодателей и профсоюзов удалось повысить с 2,65 до 2,80 раз соотношение между средней заработной платой и прожиточным минимумом, приблизить заработную плату работников бюджетной сферы к заработной плате работников реального сектора экономики, в основном своевременно оплачивать труд работников, переломить тенденцию уменьшения численности работников наемного труда на предприятиях области и стабилизировать ее в 2010 году на отметке 704-706 тысяч человек, уменьшить показатели безработицы до уровня начала 2008 года, обеспечить высокий уровень охвата предприятий коллективными договорами. 
В 2009-2010 годах Федерация профсоюзных организаций, областные организации профсоюзов осуществляли контроль за соблюдением законодательства о труде, принимали меры по улучшению условий и охраны труда. 
Совершенствовалась система правозащитной деятельности в обеспечении социально-трудовых прав членов профсоюзов, экономическая эффективность от всех ее форм в целом составила 262 млн. рублей. 
На основе социального партнерства получило дальнейшее развитие взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти области. 
В целях минимизации влияния кризиса на население области представители Федерации профсоюзных организаций участвовали в областном оперативном штабе по стабилизации социально-экономического положения области, в комиссии по вопросам заработной платы, работали в составе коллегий министерств, в профильных комитетах областной Думы. 
В сложных социально-эконмических условиях укрепилось организационное единство и солидарность, которые проявились при проведении акций профсоюзов в защиту прав и интересов работников, сохранения их социальных гарантий. 
Реализация молодежной политики, совершенствование информационной работы способствовали распространению профсоюзной идеологии, пропаганде деятельности профсоюзов. 
Вместе с тем, отдельные задачи, поставленные перед Советом профобъединения, не нашли своего решения в полном объеме, не позволили профсоюзам достичь главной цели – обеспечить работникам достойную заработную плату, реально повысить их жизненный уровень. 
Федерацией профсоюзных организаций, ее членскими организациями не в полной мере использовались возможности по улучшению правозащитной работы. 
В отдельных отраслях экономики увеличилось количество работников, где условия труда не отвечают установленным нормативам, не обеспечивается необходимый уровень финансирования охраны труда. 
Сохраняется тенденция снижения численности членов профсоюзов. Требует дальнейшего решения привлечение молодежи к работе в выборных профсоюзных органах, создания системы обучения профсоюзных кадров и актива. 
Слабая исполнительская дисциплина в выполнении собственных решений и решений вышестоящих профсоюзных органов снижает эффективность работы профсоюзных организаций, негативно влияет на формирование общественного мнения о профсоюзах. 
Конференция постановляет: 
1. Работу Совета Саратовского областного объединения организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» признать удовлетворительной. 
2. Федерации профсоюзных организаций, областным организациям профсоюзов, координационным советам организаций профсоюзов, городским, районным, первичным профсоюзным организациям осуществлять свою деятельность в соответствии с решениями VII съезда ФНПР. 
3. Обратиться к Губернатору Саратовской области с предложением установить День профессиональных союзов Саратовской области. 
4. С целью выполнения принятых VII съездом ФНПР Резолюций, повышения эффективности защиты социально-экономических прав работников, считать приоритетными для Федерации, профсоюзных организаций всех уровней следующие направления деятельности: 
В области обеспечения занятости на базе развития экономики: 
- осуществление влияния на проведение экономической политики, направленной на освобождение от сырьевой зависимости, трансформацию экономики к инновационному социально ориентированному типу развития, рост производительности труда на основе модернизации производства, улучшение организации и нормирования труда, повышение инвестиционной активности; 
- содействие сохранению трудовых коллективов, увеличению числа высокооплачиваемых рабочих мест, трудоустройству выпускников системы профессионального образования, обеспечению полноценной эффективной занятости работников, участию работодателей в активных мероприятиях на рынке труда совместно со службой занятости; 
- минимизацию объемов высвобождений персонала, расширение категорий работников, имеющих право на оставление на работе при сокращениях штата, установление дополнительных гарантий высвобождаемым работникам; 
- создание системы, обеспечивающей участие представителей профсоюзов в процессах принятия решений по изменению правового положения бюджетных учреждений, определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг; 
- минимизацию негативного влияния на цену труда и рынок труда дешевой иностранной рабочей силы. 
В области заработной платы: 
- проведение политики, направленной на справедливое распределение результатов труда, повышение реальной заработной платы, поддержание экономически оправданной и социально приемлемой дифференциации заработной платы между профессионально-квалификационными группами работников организаций, преодоление экономической бедности, повышение доли работников с заработной платой выше прожиточного минимума; 
- установление тарифной ставки (оклада) рабочего первого разряда на уровне не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения, повышение престижности и уровня оценки сложного труда, доведение минимального оклада специалистов до размера, превышающего минимальную ставку (оклад) основного рабочего не менее чем в полтора раза; 
- обеспечение опережающего роста заработной платы по сравнению с ростом прожиточного минимума; 
- увеличение в заработной плате доли постоянной составляющей, доведение доли тарифной части до 70 процентов заработной платы или до величины, отраженной в отраслевых соглашениях; 
- очищение минимального размера оплаты труда от компенсационных и стимулирующих выплат; 
- принятие правительственных постановлений по гарантированным системам оплаты труда для всех типов государственных учреждений, обеспечение прозрачности нормативов финансирования государственных и муниципальных учреждений в части расходов на оплату труда, высвобождение в бюджетной сфере стимулирующего фонда от несвойственных функций обеспечения минимального размера оплаты труда. 
В области социального партнерства: 
- реализацию принципа реального равноправия партнеров и реального распределения их ответственности за решение содержательных задач социально-экономического развития; 
- развитие системы социального партнерства и совершенствование ее нормативно-правовой базы, заключение соглашений до внесения проектов бюджетов в органы представительной власти, повсеместное обеспечение участия профсоюзов в выработке политики в сфере труда в соответствии со статьей 351 Трудового кодекса Российской Федерации; 
- повышение статуса органов социального партнерства на всех уровнях, совершенствование планирования и организации деятельности трехсторонних комиссий, обеспечение актуальности рассматриваемых вопросов, обеспечение работы отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений; 
- повышение качества коллективных договоров, включение в них важнейших приложений по оплате труда, продолжительности отпусков, соглашений по охране труда, правил трудового распорядка, перечней профессий, имеющих право на компенсации за условия труда, отражение в коллективных договорах размеров компенсации за нерабочие праздничные дни, возмещения командировочных расходов, реализацию в договорах обязательств отраслевых соглашений; 
- активизацию работы по предварительной правовой экспертизе проектов коллективных договоров, своевременное их перезаключение, искоренение практики составления договоров, механически дублирующих нормы Трудового кодекса РФ и не содержащих конкретных дополнительных обязательств работодателей и профсоюзов; 

В области правозащитной и правотворческой деятельности: 
- обеспечение практической реализации целей, задач и принципов Программы ФНПР "Достойный труд - основа благополучия человека и развития страны"; 
- принятие скоординированных мер юридической защиты прав работников на достойный труд, прав профсоюзов на осуществление общественного контроля в сфере труда; 
- направление правозащитной работы на обеспечение соблюдения гражданских прав и свобод, трудовых прав и законных интересов работников и независимости профсоюзов; 
- укрепление и совершенствование деятельности правовых инспекций труда и юридических служб профсоюзов; 
- проведение работы по сохранению и расширению прав работников и профсоюзов при реформировании трудового законодательства, в том числе при совершенствовании Трудового кодекса Российской Федерации; 
- участие в совершенствовании законодательства Российской Федерации о профсоюзах; 
- обеспечение участия своих представителей в правотворческом процессе исполнительных и законодательных органов государственной власти Саратовской области; 
- повышение ответственности работодателей за нарушения в сфере труда; 
- реализацию прав профсоюзных комитетов на участие в принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, регулирующие оплату труда, условия и охрану труда работников; 
- расширение и укрепление взаимодействия с государственными органами надзора и контроля в целях предупреждения и оперативного устранения нарушений трудового законодательства, соглашений и коллективных договоров; 
- содействие развитию информационных ресурсов, в том числе принятие и реализацию программы правовой учебы профактива, проведение юридических консультаций членов профсоюзов непосредственно на предприятиях и в организациях; 
- улучшение взаимодействия с органами исполнительной власти Саратовской области, Государственной инспекцией труда в Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области в целях повышения уровня соблюдения трудового законодательства, прав и уважения интересов работников как залога достойного труда на предприятиях и в организациях области. 
В области охраны труда и экологии: 
- содействие перевооружению и модернизации производств и предприятий, где неудовлетворительные условия труда во многом обусловлены старением и износом основных производственных фондов и технологического оборудования, недостаточным финансированием мероприятий по улучшению условий охраны труда и экологии; 
- принятие мер по устранению или уменьшению вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, обеспечению экологического благополучия работников, предупреждению несчастных случаев на производстве, опираясь при этом на общественный актив по охране труда и членов комитетов и комиссий по охране труда; 
- осуществление контроля за выполнением работодателями обязательств по предоставлению гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, созданию здоровых условий труда на рабочих местах и необходимому медицинскому обслуживанию с целью профилактики профессиональных заболеваний и сохранения здоровья трудящихся; 
- содействие обеспечению работников качественной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с утвержденными нормативами и правилами, санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с требованиями охраны труда; 
- осуществление контроля за проведением аттестации рабочих мест по охране труда в установленные сроки в целях улучшения условий труда работников и соблюдения их прав на установленные законодательством компенсации за работу с вредными условиями труда; 
- улучшение работы технических инспекторов труда профсоюзов по контролю за обеспечением безопасных условий труда, как фактора достойного труда, а также их взаимодействия с государственной инспекцией труда в Саратовской области другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в соответствующей сфере деятельности. 
В области развития профсоюзного движения: 
- сохранение и увеличение численности членов профсоюзов, создание новых профсоюзных организаций, одним из основных показателей эффективности деятельности профсоюзных организаций считать уровень профсоюзного членства в трудовых коллективах; 
- формирование кадрового резерва на должности руководящего состава профсоюзных организаций всех уровней; организацию подготовки профсоюзных кадров, их системное обучение; 
- обеспечение непосредственного участия членов профсоюзов в решении вопросов деятельности профсоюзных организаций; 
- введение в практику работы Федерации профсоюзных организаций проведения постоянно действующего "круглого стола" с целью обсуждения ситуации в профсоюзном движении области, выявления причин, тормозящих его развитие; 
- осуществление контроля за выполнением принятых выборными органами всех профсоюзных структур решений; считать целесообразным заслушивание на заседаниях Президиума Федерации профсоюзных организаций информации о выполнении решений, принятых на предыдущих заседаниях; 
- оказание содействия координационным советам организаций профсоюзов в совершенствовании системы социального партнерства на уровне муниципальных образований в целях решения социальных вопросов, создания условий, обеспечивающих повышение жизненного уровня работающих; 
- повышение эффективности взаимодействия Федерации профсоюзных организаций, областных организаций профсоюзов с законодательными, исполнительными органами власти всех уровней, органами местного самоуправления в целях усиления защиты социально-трудовых прав работников; 
- проведение постоянного обмена опытом работы профсоюзных организаций всех уровней, поощрение тех, кто вносит практический вклад в дело защиты социально-трудовых прав работников. 

В области молодежной политики: 
- усиление внимания профсоюзных организаций к социально-экономическим проблемам молодежи, в том числе через формирование и реализацию программ по работе с молодежью; 
- разработку и включение в областное трехстороннее соглашение раздела по социально-экономической защите молодежи; 
- оказание помощи молодежи в реализации инициатив, направленных на мотивацию профсоюзного членства, совершенствование профсоюзного движения; 
- обеспечение представительства молодежи в выборных профсоюзных органах, руководителей молодежных советов областных организаций профсоюзов – в Молодежном совете Федерации профсоюзных организаций; 
- обучение молодежного профсоюзного актива, проведение молодежных профсоюзных конкурсов, выявляющих лидеров в профсоюзе для выдвижения в состав руководящих профсоюзных органов; 
- выделение средств, необходимых для реализации молодежной политики. 
В области информационной политики: 
- проведение работы по назначению в областных организациях профсоюзов ответственных за информационную работу; 
-оперативное предоставление информации о деятельности первичных профсоюзных организаций отрасли, областных организаций профсоюзов для размещения на сайте Федерации профсоюзных организаций Саратовской области с целью распространения положительного опыта работы; 
-организацию подписки на центральную профсоюзную газету «Солидарность» в каждую первичную профсоюзную организацию; 
- формирование банка данных профсоюзных средств массовой информации в целях широкого освещения мероприятий, проводимых профсоюзными организациями, пропаганды профсоюзного движения; 
- обеспечение повышения качества печатных профсоюзных изданий, необходимого финансирования информационной деятельности. 
В области финансовой работы и управления имуществом: 
- обеспечение финансового укрепления деятельности Федерации профсоюзных организаций, областных, районных, городских организаций профсоюзов, первичных профсоюзных организаций; 
- пополнение профсоюзного бюджета за счет поступлений всех видов деятельности, предусмотренных уставами и разрешенных законодательством; 
- повышение исполнительской дисциплины в вопросах финансового обеспечения уставной деятельности Федерации профсоюзных организаций, роли контрольно-ревизионных комиссий в реализации финансовой политики; 
- усиление персональной ответственности руководителей членских организаций Федерации профсоюзных организаций за выполнение в полном объеме обязательств по уплате и перечислению членских взносов; 
- координацию работы здравниц по эффективному использованию профсоюзного комплекса, улучшению обслуживания и повышению качества оздоровления отдыхающих; 
- привлечение большего количества членов профсоюзов, нуждающихся в оздоровлении, за счет реализации программы «Профсоюзная путевка»; 
- повышение эффективности организационной и методической помощи руководителям здравниц, введение системы учебных и аттестационных мероприятий для обслуживающего персонала. 

Председатель Федерации М.В.Ткаченко

Оздоровление в цифрах
Основным докладчиком по этому вопросу стал министр социального развития Саратовской области Владимир Чернышев. Он отметил, что в настоящее время всеми заинтересованными министерствами ведомствами, органами самоуправления ведется подготовка к началу летней оздоровительной кампании. Разработан и утвержден комплекс мер, направленный на развитие системы отдыха и оздоровления детей в Саратовской области в 2011 году, которым предусмотрено совершенствование инфраструктуры отдыха и оздоровления, развитие системы подготовки кадров, обеспечение безопасности пребывания детей в детских оздоровительных лагерях.
Утверждена средняя стоимость путевки. Стоимость путевки в загородное учреждение отдыха выросла по отношению к прошлому году на 7,5 %, в санаторное учреждение – на 7,2%.
Решены вопросы финансирования оздоровительной кампании 2011 года. Всего в консолидированном бюджете Саратовской области предусмотрено 585, 71 млн. рублей. Из этих средств будет финансироваться оздоровление детей в санаторных учреждениях круглогодичного действия и детских оздоровительных лагерях, организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и т.д. Дотации также направлены в муниципальные районы. В ряде муниципальных районов в бюджете на 2011 год предусмотрены и собственные средства на проведение летней оздоровительной кампании детей.
В настоящее время в области 66 учреждений, предназначенных для отдыха и оздоровления детей. Как отметил министр, по предварительным данным в них смогут отдохнуть более 40 тысяч детей.
Постановлением Правительства области рекомендовано осуществлять удешевление стоимости путевок в размере: 95% - для детей работников бюджетных организаций, 50% - для детей работников организаций других форм собственности. Сохраняется возможность софинансирования приобретения путевок со стороны работодателей, профсоюзных организаций.
Как отметил министр, серьезное внимание будет уделено соответствию материально-технической базы детских оздоровительных лагерей конкурсным условиям, организации безопасности отдыха детей, а также подготовке квалифицированных кадров. «Обследование лагерей в прошлом году показало, что в основном недостатки отмечаются там, где дети недостаточно заняты в течение всего дня», - сказал Чернышев.
В результате совместной работы всех министерств и ведомств, в 2011 году всеми формами отдыха и оздоровления планируется охватить не менее 83 % детей школьного возраста, проживающих на территории области, и обеспечить эффективность оздоровления не ниже уровня прошлого года - 92,1 %.
Проблемы обозначены
То, что в 2010 году в организации оздоровления были проблемы – факт. И эти проблемы не раз поднимались профсоюзными лидерами на совещаниях различных уровней. Еще раз они были обозначены на прошедшем заседании.
Во-первых, это проблема, связанная с организацией выдачи путевок в Саратове в начале летней оздоровительной кампании. Как отметила председатель областной организации Профсоюза работников радиоэлектронной промышленности Наталия Белякова, работники не имели возможности отпроситься у работодателя на целый день, чтобы провести его в очереди за путевкой. И это стало одной из причин снижения количества отдохнувших детей работников предприятий отрасли.
Власти прислушались к замечаниям профсоюзов. По словам министра социального развития, доработан порядок предоставления путевок детям, нуждающимся в санаторно-курортном оздоровлении. По согласованию с Федерацией профсоюзных организаций, отраслевыми профсоюзами области, порядок получения путевок упрощен. Подавать документы в управление социальной поддержки населения для постановки на учет для получения путевок теперь смогут не только родители, но и законные представители граждан, в том числе и представители профсоюзных организаций. Но получить путевку (так как это финансовый документ) можно будет либо самому человеку, либо на основании нотариально заверенной доверенности.
Председатель комитета по образованию администрации Саратова Марина Епифанова сообщила, что в 2011 году лагеря по соглашению с городской администрацией будут самостоятельно определять место и время распределения путевок.
Еще одна претензия, выдвинутая представителями профсоюзных организаций реального сектора экономики, касается того, что прошлым летом детским отдыхом и оздоровлением были охвачены в основном дети из неблагополучных семей. В то время как дети работников реального сектора экономики (именно эти предприятия являются одним из основных источников наполнения бюджета) оказались не у дел. Правда, на это заместитель председателя Правительства области Алексей Данилов возразил, что в прошлом году отдохнули те категории детей, например, дети безработных родителей, которые до этого такой возможности не имели.
Путевки по потребности
Еще одна проблема была поднята на заседании комиссии председателем областной организации Профсоюза работников здравоохранения Виктором Дурновым. Он отметил необходимость проведения анализа количества приобретенных путевок и израсходованных на них средств в каждом муниципальном образовании с целью выявления потребности каждого района. «Лишние» денежные средства необходимо направлять в город Саратов и крупные районные центры – туда, где потребность в приобретении путевок выше. Выдвинутое предложение было принято внести в решение трехсторонней комиссии.
Председатель областного комитета Профсоюза работников образования и науки Николай Тимофеев в своем выступлении отметил, что очень весомым фактором для достижения положительного результата в организации летней оздоровительной кампании является то, что денежных средств в областном бюджете на ее проведение предусмотрено не меньше, чем выделял Фонд социального страхования. Что касается отрасли образования, то в прошлом году потребность в получении путевок, по словам Тимофеева, была полностью удовлетворена. Но при подведении итогов года оказалось, что оздоровили в 2010 году меньше, чем в 2009 г. за счет резкого сокращения санаторно-курортного лечения. Количество оздоровленных детей снизилось на 34%. Причина, по его мнению, кроется в том, что в прошлом году министерство соцразвития области категорически отказалось от участия профсоюзов в организации летней оздоровительной кампании, несмотря на то, что опыт у профсоюзных организаций имеется огромный. Николай Тимофеев предложил активнее сотрудничать с профсоюзами при подготовке к летней оздоровительной кампании текущего года. Он также согласился со своим коллегой Виктором Дурновым и отметил, что нельзя повторять ошибку, допущенную в 2010 г. по поводу распределения денежных средств на приобретение путевок.
Качество отдыха и безопасность – на первом месте
Подводя итоги рассмотрения вопроса Алексей Данилов отметил: «В целях обеспечения детям качественного и безопасного отдыха все лагеря будут приниматься только комиссионно, отношение к лагерям будет одинаковое независимо от их ведомственной принадлежности. Основная задача органов власти - обеспечить равный доступ для всех категорий детей».
Елена ГРИГОРЬЕВА
Понедельник, 19 Ноябрь 2012 12:30

Письмо № 140 от 11.03.2011 г.

Председателям областных организаций профсоюзов
Председателям координационных советов городов и районов области
 
  В рамках областной программы «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2011 г.», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 15.12.2010 г. № 629-П, предусмотрена организация стажировки выпускников образовательных учреждений. 
  В 2011 году стажировка выпускников реализуется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 27 января 2011 г. № 55-П «Вопросы организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы» и приказом Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области от 21 января 2011 г. № 15 «Об утверждении типовых форм договоров о совместной деятельности по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы».
  Основной целью стажировки выпускников образовательных учреждений является приобретение выпускниками опыта практической работы, освоение ими новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте, а также возрождение и стимулирование системы наставничества молодых специалистов.
   Стажировка выпускников организуется в форме временного трудоустройства выпускников на специально созданных временных или вакантных рабочих местах по квалификации (профессия, специальность), а также иным направлениям профессиональной подготовки, родственным по содержанию работ. Продолжительность стажировки до 6 месяцев.
   В 2011 г. в стажировке могут принимать участие выпускники учреждений высшего профессионального образования, среднего профессионального образования, начального профессионального образования и общеобразовательных учреждений, признанные в установленном порядке безработными или зарегистрированные в качестве граждан, ищущих работу, в том числе проходившие стажировку в 2010 г. менее 6 месяцев. Работодатели – участники стажировки выделяют вакантные рабочие места или организуют временные рабочие места для трудоустройства выпускников с частичным возмещением затрат за счет службы занятости на оплату труда стажирующихся выпускников и выплат за наставничество. Возмещение оплаты труда стажирующихся выпускников в месяц составляет не более установленного минимального размера оплаты труда (с учетом районного коэффициента и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды), выплаты за наставничество – в месяц не более ½ установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда, увеличенного на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент, за каждого выпускника.
   К работодателям, организующим стажировку выпускников, относятся юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальные предприниматели. Для включения их в программу они должны предоставить в ГУ ЦЗН или в Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области заявку со сведениями о количестве рабочих мест для организации стажировки выпускников.
   Стажировка организуется в соответствии с договорами о совместной деятельности, заключаемыми между ГУ ЦЗН и работодателями. Для проведения стажировки работодатель заключает с выпускниками срочные трудовые договоры в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
   Выпускнику после завершения стажировки выдается работодателем удостоверение о прохождении стажировки, удостоверение заверяется подписью и печатью работодателя. Стажировка может быть организована как под заявки работодателей, так и под каждого конкретного выпускника, желающего участвовать в данном мероприятии.
   В соответствии с п. 2.14. областного трехстороннего соглашения работодатели взяли на себя обязательство на условиях софинансирования из областного бюджета создавать рабочие места для проведения временных работ, стажировки выпускников образовательных учреждений.
   С целью решения проблемы снижения уровня безработицы среди молодежи просим Вас:
- проинформировать первичные профсоюзные организации и рядовых членов профсоюзов о возможностях, которые дает программа стажировки выпускников образовательных учреждениях;
- добиваться участия работодателей в программе, оказывать помощь работникам в трудоустройстве молодежи.
 
Председатель Федерации М.В. Ткаченко 
Профсоюз – защита и опора для работников
Профсоюзы – это реальная защита социальных, экономических и профессиональных прав работников. Участвуя в заключении трехстороннего соглашения наравне с властью и работодателями, они выражают интересы трудящихся. О том, какие задачи в современном обществе решают профсоюзы, в беседе с нашим корреспондентом рассказал председатель Федерации профсоюзных организаций Саратовской области Михаил Ткаченко.
-Михаил Викторович, в чем сегодня заключаются задачи профсоюзов?
-Задачи, стоящие сегодня перед профсоюзами, вытекают из тех вопросов и проблем, которые ставятся перед нашим обществом. Последние два года мы живем в непростых экономических условиях. Нам приходится работать в нестандартной обстановке, оперативно реагировать на кризисные явления в производстве и социальной сфере.
Экономический кризис отразился на уровне экономики, уровне занятости, на уровне роста заработной платы. И в докризисное время, и сейчас первоочередные задачи, стоящие перед профсоюзами, – повышение заработной платы, создание достойных условий труда, защита прав и интересов работников – членов профсоюзов. Для нас важно, чтобы уровень жизни рабочего человека постоянно улучшался. Необходимо сделать так, чтобы на трудящихся влияние кризиса сказалось с минимальными издержками.
-Какой смысл вкладывается в понятие «социальное партнерство»?
-Социальное партнерство - механизм, испытанный временем. Это инструмент, позволяющий защитить права работников, улучшить положение жителей Саратовской области. За последние годы мы еще раз убедились, что это самый эффективный механизм разработки и реализации антикризисных мер. В этом году мы заключаем одиннадцатое по счету областное трехстороннее соглашение. При его подготовке профсоюзы активно взаимодействовали с правительством области, областной Думой, отраслевыми министерствами. За каждым пунктом соглашения – ответственность, которую берут на себя социальные партнеры в целях сохранения социальных гарантий трудящихся Саратовской области.
Главная задача сегодня, чтобы система социального партнерства работала на всех уровнях. Действуют областное, территориальные, отраслевые соглашения. Во всех этих соглашениях есть определенная планка, которую стремятся достигнуть и власть, и работодатели, и профсоюзы. Нам необходимо выстроить вертикаль социального партнерства так, чтобы то, что прописано в областном трехстороннем соглашении, было отражено в муниципальных, отраслевых соглашениях. Самое главное - все достигнутые договоренности должны выполняться. Ситуация может улучшиться за счет дополнительных возможностей муниципальных образований, отдельных работодателей. Мы это приветствуем. Но допускать уменьшения социальных гарантий нельзя! Мы об этом говорили и с губернатором Павлом Леонидовичем Ипатовым, и с председателем Союза товаропроизводителей и работодателей Максимом Альбертовичем Фатеевым. На это сейчас нацелена вся наша работа.
-Какие нарушения прав работников сегодня наиболее типичны?
- Основное нарушение, на наш взгляд, заключается в том, что в минимальный размер оплаты труда включаются компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Мы относим это к нарушениям прав работников на справедливую оплату труда. Зачастую получается так, что работники, трудившиеся в нормальных условиях, и работники, занятые, к примеру, на работах с вредными условиями труда, нередко получают одинаковую зарплату - 4330 рублей (минимальный размер оплаты труда).
В Федерацию профсоюзов поступают жалобы от работников некоторых предприятий, что вместо повышенной оплаты труда за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, которую они производили по приказу работодателя, им настойчиво предлагают брать отгулы. В этом году многие работодатели допускали грубые нарушения срока оплаты отпусков. Проверки, проводимые профсоюзными инспекторами, показали, что были случаи, когда работники получали отпускные через 20 дней после начала отпуска.
Одно из распространенных нарушений трудовых прав работников - заключение срочных трудовых договоров с работниками с целью уклонения от предоставления им государственных гарантий в сфере труда. Зачастую при заключении трудовых договоров многие работодатели не указывают размер доплат, надбавок и поощрительных выплат, положенных работнику, а также характеристику условий труда и компенсации за тяжелую работу и работу с вредными условиями труда. Как показывает практика, подобные нарушения в конечном итоге порождают трудовые конфликты.
- Охотно ли идут сегодня работодатели на сотрудничество с профсоюзами?
-Это зависит от работодателя. Есть работодатели, которые не представляют себе трудовой коллектив без профсоюза. Это такие предприятия, как «СЭПО», «ТНК-ВР», «Сигнал», областное Министерство чрезвычайных ситуаций и многие другие предприятия и организации. Работодатель должен понять, что проще договариваться с представителем трудового коллектива, которым является профсоюзная организация, чем с каждым работником по отдельности. Профсоюзы еще никому не причинили вреда. А то, что мы не всегда согласны с работодателями, – это естественно. У нас разные задачи: у работодателя – получение прибыли, а у профсоюза – защита человека труда, недопущение нарушения законодательства Российской Федерации. И, тем не менее, если работодатель и профсоюзная организация работают в тандеме, от этого выигрывают все.
-У вас есть предложения по улучшению качества коллективных договоров?
- Коллективные договоры занимают особое место в развитии социального партнерства. Почти на всех предприятиях, где действуют первичные профсоюзные организации, заключены коллективные договоры. Анализ показывает, что их качество с каждым годом повышается. Все чаще в коллективные договоры стороны стали включать обязательства по индексации заработной платы. Возросло число организаций, в которых размер минимальной зарплаты, установленной в организации, превышает прожиточный минимум. Несмотря на кризис, коллективные договоры в основном выполнялись. Если и была приостановка действия или исключения из коллективных договоров социально-значимых для работников пунктов, то эта практика носила локальный характер и не приняла массовых масштабов.
Что касается качества, то хочу отметить, что наполнение коллективного договора зависит от финансово-экономического положения предприятия. Где-то это просто предоставление оплачиваемого отпуска 1 сентября мамам первоклассников, а где-то и содействие работникам в решении жилищного вопроса.
Устраивает ли нас качество коллективных договоров? В основном да, хотя работать над их совершенствованием необходимо хотя бы потому, что в связи с кризисом ухудшилась экономическая ситуация, меняется, а если говорить точнее, ужесточается трудовое законодательство. Некоторые работодатели стремятся заключить коллективный договор, дублирующий нормы Трудового кодекса. Этого быть не должно!
На повышение качества коллективных договоров направлено областное трехстороннее соглашение. В нем определены важнейшие обязательства сторон, которые могут быть реализованы через коллективные договоры. Например, профсоюзы и работодатели договорились о включении в коллективные договоры ряда важных обязательств. Это доведение минимального оклада работников бюджетной сферы до минимального размера оплаты труда, сохранение и создание новых рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий высвобождаемым работникам, обеспечение условий для привлечения и работы молодых специалистов и другие.
-Чем новое трехстороннее соглашение отличается от того, что было подписано раньше?
- Во-первых, в отличие от прошлых лет, по договоренности сторон уменьшен до двух лет срок действия соглашения. Несколько по иному решается вопрос по региональному МРОТу. Действующим соглашением предусмотрено, что стороны ежегодно, до внесения областного бюджета в областную Думу, заключают региональное соглашение по минимальной заработной плате области на предстоящий год. В новом соглашении предусмотрено, что при формировании областного бюджета на очередной финансовый год, стороны рассматривают на областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопрос о заключении регионального соглашения об установлении в области минимальной заработной платы на предстоящий год. Работодателями и профсоюзами предусматривается обязательство об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги не реже одного раза в год (это было и в предыдущем соглашении) и не ниже роста прожиточного минимума, накопленного по сравнению с датой последней индексации.
Есть и новые обязательства, которых нет в действующем соглашении. Так, правительство обязуется предусматривать при формировании областного бюджета расходы на индексацию уровня заработной платы работников государственных учреждений, а также совершенствовать системы оплаты труда работников бюджетной сферы в направлении доведения минимального оклада до размера МРОТа. Правительство будет совместно с органами местного самоуправления осуществлять контроль за соблюдением жилищными управляющими кампаниями прав граждан на качественные жилищные и коммунальные услуги, законность и обоснованность установления их оплаты.
По ряду позиций нам не удалось найти взаимоприемлемое решение. Мы не смогли договориться о том, что правительство проводит ежегодную индексацию заработной платы работников бюджетной сферы не ниже уровня инфляции, накопленной за период, прошедший с момента предыдущей индексации. Отказ от индексации в текущем году, низкие ее размеры в будущем году – всего 6,5 процентов, вынудили работников бюджетной сферы провести общероссийскую акцию протеста.
Основное требование к правительству РФ – решить этот вопрос законодательно и финансово в целом по стране. Исполнение нового соглашения будет проходить в трудных условиях. Экономика полностью не восстановилась, ВВП страны еще не достиг докризисного уровня. Сохраняется дефицитность консолидированных бюджетов субъектов России. Показатели занятости ниже докризисного уровня – и по числу рабочих мест, и по полноте использования рабочего времени. На значительном числе предприятий реального сектора экономики наблюдается снижение номинальной начисленной заработной платы. Преодолеть эти трудности можно только совместными усилиями в рамках конструктивного взаимодействия в области социального партнерства.
Елена Григорьева

   Обсудив информационную записку об условиях оплаты труда, предусмотренных в областных отраслевых и территориально-отраслевых соглашениях, действующих в реальном секторе экономики (прилагается), президиум отмечает, что практика их заключения имеется в незначительном числе членских организаций Федерации профорганизаций области.
  В большинстве отраслей реального сектора экономики областные отраслевые соглашения не заключаются. Действующие соглашения, заключенные с участием работодателей, в основном справляются со своей главной функцией: установлением общих условий оплаты труда в отрасли. Это обеспечивается либо за счет фиксации в соглашениях нормы о признании федеральных отраслевых соглашений, либо установлении в областном (районном) соглашениях наиболее значимых обязательств по оплате труда. Таких как: приближение минимальных гарантий по оплате труда к прожиточному минимуму; периодичность и размеры индексации заработной платы;  определение минимального объема средств, направляемых из выручки на формирование фонда заработной платы; соблюдение пропорции постоянной и переменной составляющих в заработной плате; недопущение значительной дифференциации в заработной плате работников.Наиболее полно вопросы оплаты труда отражены в областных отраслевых соглашениях по строительному комплексу, жилищно-коммунальному хозяйству, АПК.
  Вместе с тем, некоторые соглашения не содержат каких-либо конкретных обязательств сторон по  заработной плате, выраженных в абсолютном показателях.Возможности механизма регулирования оплаты труда через районные и областные отраслевые соглашения по-прежнему снижаются в ряде случаев из-за отсутствия стороны работодателей, неконкретности предусматриваемых в соглашениях обязательств,  отсутствия механизма присоединения ко всем видам соглашений, кроме федеральных отраслевых соглашений.Президиум Федерации профсоюзных организаций области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Считать основным направлением работы в области отраслевых соглашений присоединение работодателей, действующих на территории области, к федеральным отраслевым соглашениям.Рассматривать областное и районные соглашения как дополнительный к федеральному соглашению инструмент регулирования вопросов оплаты труда, конкретизирующий его обязательства с учетом особенностей на территории области, района.В ходе переговоров по заключению областных и районных отраслевых соглашений добиваться включения в них обязательств, предусмотренных в федеральных отраслевых соглашениях, либо нормы о признании этих соглашений; ориентироваться на включение в областные и районные соглашения дополнительных вопросов, не отрегулированных федеральными соглашениями.
2. Рекомендовать руководителям областных организаций профсоюзов реального сектора экономики:
- при перезаключении действующих и заключении новых отраслевых соглашений добиваться  закрепления конкретных обязательств по основным вопросам оплаты труда: установления минимального размера оплаты труда работников, индексации их заработной платы, соблюдения пропорций постоянной и переменной составляющих в заработной плате, выплаты специфических отраслевых доплат и надбавок. 
- добиваться формирования полноценной стороны работодателей и включения ее в процесс заключения соглашений.

Председатель Федерации                        М.В.Ткаченко



    Приложение к постановлению Президиума Федерации профсоюзных  организаций Саратовской области 
 от 26 ноября 2010 года № 39   

 

Информационная записка «Об условиях оплаты труда, предусмотренных в областных отраслевых и территориально-отраслевых соглашениях,  действующих в реальном секторе экономики»

 
  В реальном секторе экономики в Саратовской области областные отраслевые соглашения заключены по организациям: агропромышленного комплекса; строительства и промстройматериалов; торговли, общественного питания и предпринимательства; жизнеобеспечения; потребкооперации. До недавнего времени они заключались в автотранспорте и дорожном хозяйстве. 
  Территориально-отраслевые (районные) соглашения на сегодня действуют в тринадцати муниципальных районах из тридцати восьми по агропромышленному комплексу и в четырех (Балашовский, Красноармейский, Балаковский районы и г. Саратов) – среди работников торговли, общественного питания и предпринимательства. 
  В большинстве соглашений стороны представлены тремя сторонами социального партнерства.  В соглашении между министерством экономического развития и торговли области и областной организацией профсоюза «Торговое единство»,  во всех районных  соглашениях по торговле, а также в соглашениях Балтайского и Дергачевского районов по АПК сторона работодателей отсутствует. Причем в торговле они заключены между администрацией муниципального района и областной организацией профсоюза «Торговое Единство» (в Балашове еще и с городской профсоюзной организацией «Торговое Единство»).  Соглашение по предприятиям потребкооперации подписано также двумя сторонами, но уже со стороны работодателей и профсоюзов. 
  Наиболее полно вопросы оплаты труда отражены в соглашениях по строительному комплексу, жилищно-коммунальному хозяйству, АПК. Причем, в первых двух зафиксировано, что в вопросах, которые не отражены в областном отраслевом соглашении, стороны руководствуются федеральным отраслевым соглашением. Во всех соглашениях, кроме областного соглашения по торговле, вопросам оплаты труда посвящены отдельные разделы. В них зафиксировано, что системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера определяются коллективным договором по каждому предприятию в отдельности. Установлены и общие для всех организаций обязательства. Так, сторонами социального партнерства в областном и в половине районных соглашений (Балтайский, Красноармейский, Татищевский, Базарно-Карабулакский, Советский, Ртищевский районы) по АПК, взято обязательство устанавливать размер месячной тарифной ставки для рабочих 1-го разряда на уровне не ниже величины прожиточного минимума, а в случае финансовой невозможности выполнения данного обязательства – разрабатывать меры по сближению МРОТа и величины прожиточного минимума. Кроме того, в агропромышленном комплексе поставлена задача к январю 2012 года достигнуть среднемесячной заработной платы в размере 11000 рублей. 
  В соглашении по жилищно-коммунальному хозяйству работодатели взяли обязательство обеспечить размер минимальной заработной платы работников не ниже величины прожиточного минимума. В соглашении по строительному комплексу поставлена задача поэтапного доведения минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета на члена семьи, причем с января 2008 года она должна быть не менее 1,2 величины прожиточного минимума. В нем определена и структура заработной платы путем установления доли тарифа в общем заработке – 70%, что в большей степени защищает интересы работников (данное обязательство взято только в районном соглашении по АПК Лысогорского района – на уровне 60%). В областном соглашении по АПК определяется минимальный объем средств, направляемых в фонд заработной платы: соотношение удельного веса заработной платы в выручке от реализации продукции должно составлять 18-25% в зависимости от уровня рентабельности. По аналогии с областным соглашением, подобное обязательство оговаривается и в ряде районных соглашений по АПК. Так, в Татищевском районе доля заработной платы в себестоимости произведенной продукции в зависимости от уровня ее рентабельности должна составлять не менее 15-20%; в Базарно-Карабулакском районе она привязана к валовой продукции и в зависимости от благополучия хозяйства должна составлять 18-25%; В Балтайском районе она соотносится с выручкой от реализации продукции и должна составлять также не менее 18-25%. 
  В соглашении по строительному комплексу по этому поводу говорится, что доля оплаты труда в общих затратах производства не должна быть ниже достигнутой за прошедший год. В целях предупреждения крайней дифференциации заработной платы работников отдельные соглашения предусматривают определенные ограничения. Так, в областном, а также в двух районных (Балтайский и Дергачевский) соглашениях по АПК соотношение между доходами руководителя и рабочего устанавливается в размере 5 к 1. В строительстве определен максимальный разрыв в заработной плате между категориями 10% высокооплачиваемых и 10% низкооплачиваемых работников организаций: не более 4-5 раз. 
  В областном, а также ряде районных (Базарно-Карабулакский, Балтайский) соглашениях по АПК работодатели взяли на себя обязательства по ежегодному росту заработной платы не менее 20%. В соглашении по строительному комплексу зафиксировано, что пересмотр и введение новых систем и форм оплаты труда производится работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом. Все районные соглашения по АПК (за исключением Лысогорского и Аркадакского) имеют положение о том, что введение, замена и пересмотр норм труда производятся работодателем по согласованию с профсоюзным органом. 
  Как недостатки можно отметить следующее:
 - в областном соглашении по предприятиям торговли стороны в вопросах оплаты труда взяли на себя лишь обязательство по участию в разработке и реализации концепций, программ, мероприятий, направленных на повышение реальных доходов работников отрасли, уменьшение доли работников с заработной платой ниже прожиточного минимума. В нем вообще отсутствует раздел, связанный с оплатой труда и, соответственно, нет ни одного конкретного показателя по обязательствам в области оплаты труда, выраженного в абсолютном значении. Не содержат каких-либо конкретных обязательств сторон по рассматриваемым выше показателям в области оплаты труда и территориально-отраслевые соглашения данной отрасли; 
- соглашением потребкооперации также не оговорены какие-либо обязательства сторон по  заработной плате, выраженные в абсолютном показателях; - ни в одном из соглашений не определены тарифные коэффициенты для рабочих; 
- в большинстве соглашений не оговариваются порядок индексации или ежегодные темпы роста заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
- в большинстве соглашений не определены конкретные отраслевые доплаты и надбавки и их размер (кроме строительного комплекса и ЖКХ, которые руководствуются в данном случае обязательствами федерального отраслевого соглашения).                    

 Отдел социально-трудовых отношений аппарата Федерации профсоюзных организаций области   
Страница 103 из 123
  • Новостная лента
  • Новости ФНПР
  • Новости первичных профсоюзных организаций
  • Профсоюз помог

RSS - подписка на канал


Март 22, 2019

Кому полагается выход на досрочную пенсию?

Сегодня в малом зале Федерации профсоюзных организаций Саратовской области состоялся…
Март 22, 2019

«Всероссийский Электропрофсоюз»: в приоритете - защита трудовых прав работников

Не допустить снижения уровня заработной платы и задолженности по ней – такую основную…
Март 07, 2019

Стартовал конкурс на лучшую постановку информационной работы в первичных профсоюзных организациях Саратовской области

Федерация профсоюзных организаций Саратовской области приглашает профсоюзных активистов…
Март 03, 2019

Саратовская областная организация Профсоюза работников здравоохранения подвела итоги работы за 2018 год

В большом зале Федерации профсоюзных организаций Саратовской области состоялся Х пленум…
Март 01, 2019

Новые параметры потребительской корзины определят в 2019 году

Состав потребительской корзины россиян будет законодательно определен весной 2020 года,…
Фев 26, 2019

99 пенсионеров Саратовской области перешагнули вековой рубеж

В Саратовской области проживают 766 235 пенсионеров. Женщин среди них в два раза больше,…

Наши партнеры

 

Наши контакты Мы - в социальных сетях

410029, г. Саратов, ул. Сакко и Ванцетти, 55.

Тел./факс: (8452) 27-73-60

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

@Mail.ru